Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Деррида-Семинар:
занятие 24 февраля 2009
 
Работа с книгой Жака Деррида
'Носитель истины'



Лекция Дмитрия Ольшанского
Удовольствие как социальный эффект


тезисы лекции

: Фройд открывает вопрос об удовольствии, показывая его фантазийный характер. В 1914 году в работе 'Экономические проблемы мазохизма' он отмечает, что сексуальность появляется у человека одновременно со способностью фантазировать, устанавливая между ними прямую зависимость и устремляя удовольствие не к объекту, а к механизмам его восполнения, воспоминания, фантазирования об утраченном объекте. Влечение никогда не приходит к своему объекту, но именно тем самым и достигает своей цели, поскольку удовольствие возможно только как несбывшееся, отложенное, адресованное в прошлое сообщение. Поэтому условием функционирования принципа удовольствия является утрата объекта, кастрация, которая и способствует возникновению и поддержанию нехватки, обращённой к другому. Деррида отмечает, что 'мы получаем удовольствие только для того, чтобы его утратить - и тем самым его сохранить' [624]. То есть, чтобы получить удовольствие, его нужно отдать.

: удовольствие представляет собой прохождение импульса через инстанции бессознательного, или, как выражается Деррида, 'удовольствие заключается в пути, в переходе и вступлении в круг. Оно, без сомнения, в пути и любезно укажет, как найти дорогу, ведущую к безжизненному'. Удовольствие - это не достижение того или иного объекта или реализация некой функции, а круговое движение вокруг пустого места, орбита, которая и задаёт собой контур психической структуры субъекта. Равно и Фройд определяет удовольствие как консервативной движение по однажды проложенным путям. То есть удовольствие - это не способ высвобождения энергии, а напротив, способ её связывания, на что и обращает внимание Деррида. 'Сам принцип удовольствия будто бы проявляется как своего рода противоудовольствие, подобно тому, как перевязывается бандероль, лента за лентой, удовольствие, чтобы оно стало возможным' [628]. Именно в результате связывания, 'ограничения неумеренности' или канализации первичных процессов, которое Фройд именовал неудобствами культуры, и возможен тот эффект, который мы называем удовольствием. Удовольствие движимо не регрессией к якобы-ранним стадиям развития, связанным с меньшим количеством запретов и органичений, а действием прямо противоположным: возделыванием, культивированием, поскольку удовольствие является ни чем иным как продуктом культуры, продуктом социальных отношений. Именно они и являются способом возделывания различных форм удовольствия. 'Ограничительная структура порождает удовольствие, связывает его' [629], то есть удовольствие может быть реализовано только тогда, когда оно связано, направлено к своей цели, только в этом случае возможно его движение.

: не случайно Деррида в конце книги 'Страсти по Фройду' противопоставляет удовольствие боли, как состоянию обездвиженности. Надо полагать, что и любой симптом, настолько насколько он является болезненным, можно понимать как обездвиженность субъекта в той или иной инстанции его психической структуры. 'Боль - это нечто иное, чем удовольствие, но не настолько, чтобы являться его противоположностью' [643]. Она является, скорее, его обратной стороной, изменением ритма работы психического аппарата, хромотой или сбоем в движении по проторенным путям влечений.

: таким образом, результатом работы принципа удовольствия является 'возникновение некоторой общности' [632], которая, по мнению Деррида, и регулирует трафик движения либидо внутри психического аппарата, общности, которую он называет 'обществом влечений'.

: несмотря на то, что все влечения работают независимо друг от друга, они вовсе не изолированы, к тому же, они ни одно из них не обладает полнотой, достаточным мандатом, - каждое из них частично - и не могут выступать сувереном и объединять весь психической аппарат под своим приматом, поэтому они вынуждены образовывать коалиции и вступать в блоки, создавать дипломатический каналы и систему связей. Систему, названную Деррида обществом влечений, которая и устанавливает режим отношений с объектом на тот или иной период, выделяет трафик для каждого влечения с тем, чтобы они независимо друг от друга достигли своей цели к их частному удовольствию. Такова та система властвований и подчинений, распределений полномочий, которая, по мнению Деррида, и находится по ту сторону принципа удовольствия. 'По ту сторону принципа удовольствия - власть' [637]

: в частности, каким образом в истории становления субъекта оральное влечение складывает свои полномочия перед влечением анальным? Что происходит в социальной системе субъекта, его отношениях с другим, коль скоро влечение всегда мотивировано его требованием, то есть внутри и снаружи субъекта, что заставляет влечения по-новому перераспределить полномочия и прийти к тому, что Фройд называл приматом генитальности?
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд