Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Состоявшаяся невозможность
 
Лекция 4 марта 2010


Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты ожидаешь жизни
- Джон Леннон


... вслед за Фройдом, Деррида мыслит будущее, как возвращение - наиболее полно он обосновывает эту мысль в "Почтовой открытке" - возвращение сообщения, вытесненного или, в данном случае, призрачного. Будущее - это и есть способ принять своё прошлое, отложенное во времени, запаздывающее сообщение, ожидание которого задаёт ритм и логику становления субъекта. Не случайно поэтому Деррида подчёркивает, что призрак всегда приходит из прошлого, чтобы сказать о будущем (так, словно, они находятся в одном топосе), не имея ни мальейшего касательства ни к одному из временных модусов, он вообще не вписывается в партитру времени. Единственное время, которое засекает бытие призрака - это разомкнутость настоящего, его несовпадение с самим собою, он обнаруживает себя в межвремении, интерхронии "реального времени" и "времени отсроченного" [59], оба из которых являются настоящими. Он вынужден возвращаться, восполнять себя, прожектировать себя, не отсылая ни к чему другому кроме своего настоящего, кроме своего отсутствия, не апеллируя ни к прошлому, ни к будущего, говорить из самой точки разрыва. Это прожектирование является его конституирующим актом, имволической точкой, на оторую опирается его бытие; т.е. это не то действие, которое может быть потенциально завершено когда-то в будущем, повинуясь логике "вечного становления", а то, которое приносит с собой всю неполноту бытия, последюю точку сомнения, поэтому появление призрака является не перверсивным благом или психотическим наслаждением, божественным откровением или священным ужасом, а констатацией тотальной нехватки, той невозможности, которая уже состоялась. Настоящее представляет собой состовшуюся невозможность, момент, актуализирующий расщепление субъекта.

... обратим внимание, что призрак никогда не даёт ответов, не исповедует и не вдохновляет, напротив, он взыскует, настаивает и требует, требует то, чего у тебя нет для того, кому это совершенно не нужно. Самим своим бытием - объект не подлежащий видению, не охватыаемый взглядом, а находящийся поблизосни него, при видении, при зраке - он привносит в субъекта ещё одну нехватку, как то, что не может быть увидено непосредственно, очевидно здесь и сейчас. Равно как и вытесненное работает всегда здесь и сейчас как разлаженность символического аппарата, та поломка, состоявшаяся невозможность, которая и является событием, приходом настоящего во всей его невозможности, интерхронии. Событие - это открытие настоящего, той точки разлома, из которой и берёт своё начало субъект.

..."разве возвещать о своём возвращении не означает уже некоторым образом вернуться?" [55] - спрашивает Деррида. Событие и есть ожидание события, надежда, из которой разворачиваются и психоаналиитческий перенос и история, в гегелевском смысле, как период ожидания конца истории. Наше состоит состоит из ожидания, отсрочек, направленных в не будущее, а в настоящее; ожидание того, что уже наступило. Поэтому ожидание события - уже само по себе является призраком события, которое имеет место в настоящем. Так же и возвращение вытесненного нельзя мыслить ни как сообщение из прошлого, которое призвано поменять актуальную конфигурацию сил, ни как эхо далёкого будущего, которое заклинает настоящее; по логике Фройда, возвращение вытесненного - это и есть создание вытесненного, тот последний третий такт вытеснения, который и позволяет предположить, что вытесненное когда-то существовало, реконструировать его. Только после его возвращения вытесненного - у него вырастает хвост прошлого. Или не вырастает, образуя ещё более сложный временной организм.

... в работе "Вытеснение" (1915) Фройд подчёркивает, что вытесненное является временнОе состояние психического импульса, то есть, оно не отсылает ни к прошлому, ни к будущему, а характерирует актуальное состояние информации. Вытеснение не просто работает в настоящем времени, создаёт расщепление субъекта здесь и сейчас, оно приводит время в движение, оно и создаёт тот импульс, который начинает тикать между реальностью и ожиданием. Всегда в возвратном движении. Судьба времени в том, чтобы постоянно возвращаться, в этом и состоит его укоренённость реальном: "Призрак - это будущее, он всегда грядёт, о представляет себя как нечто, что может прийти или возвратиться" [58], то есть только благодаря ему время начинает свой движение, ведь двигаться может только то, что опирается на реальное и что испытывает в нём нехватку.
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд