Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Идентичность
 
Лекция 3 декабря 2009

тезисы лекции

Удостоверять свою личность никому не приходится
- Маргерит Дюрас


... идентификацию необходимо постоянно поддерживать, воспроизводить, бросая на это значительные силы психического аппарата, необходимо прилагать то упорство гомеостаза, которое Фройд называл нарциссизмом. Скрепляющим реальное с реальностью.

... 'повтор и первый раз - пишет Деррида, - вот о чём, возможно, идёт речь, когда мы задаёмся вопросом о призраке: что такое действительность, или присутствие призрака' [24]. В отличие от реальности, призрак не обладает постоянством, к нему нельзя апеллировать, но при этом именно он являет ту единичную черту, срез другого, который становится фокусом для идентификации. Он свидетельствует о действительности 'более реальной, нежели то, что мы называем 'живым присутствием'' [27]. Свидетельствует о реальном. Призрак являет не отца, а те силы, которые были этим отцом представлены в реальном мире, буквально мощи, которые находятся на границе живого и мёртвого, духовного и материального, нуминозного и профанного, как выражался Пауль Тилих. Мощи, сообщающие субъекту некий импульс, кинетический заряд, ставший причиной метонимического движения субъекта желающего.

... идентифицироваться можно только с призраком, а не с живым человеком, поскольку именно призрак представляет, высвечивает ту скрепку, которая соединяет реальность с реальным. Он и есть та единичная черта, по которой субъект узнаёт свой место в поле другого. Черта, которая свидетельствует о вторжении Ничто, поэтому появление призрака и может быть связано с аффектом страха и коллапсом воображаемого, который переживает Гамлет. 'Реальный отец заявляет о себе в том, что имеет отношение исключительно к отцу воображаемому - в запрете на наслаждение', - говорит Лакан [15/04/1970]. Реальное становится известно не иначе как через забрало воображаемого, в его прорезях, проседания, размягчениях, и всегда сопровождается регрессией к тому 'первому разу', акту рождения, который становится сомнителен для принца Гамлета. Как раз не-повтор (и невозможность повтора), принудительная невозможность этого первого раза, 'находящая в прошлом не-знание и не-совершение события' [33] и вызывает аффект страха.

... идентификация и представляет собой результат единичного мифического события, которое, быть может, не имело места в истории субъекта, то случайное прикосновение к мощам отца, которое легла в основание представления о самом себе и историзации собственной жизни. С одной стороны, первый раз - всегда является и достаточным и сакральным событием в становлении субъекта, после которого можно говорить о психической структуре. С другой стороны, этот 'первый раз' уже обнаруживает некоторую множественность, 'наказ, лишённый единства, изначально распадающийся наказ' [31]. Этим призрак отличается от персонажа или маски - за ним всегда стоит некая совокупность сил, сплетение влечений.

.. 'наследие никогда не образует единство, оно всегда в разладе с самим собой' [32], более того, наследие и представляет собой расщепление. Именно оно и может быть унаследовано. То есть наследство не представляет собой позитивный дар, но - как и любовь - оно есть то, чего ты сам не имеешь. Дети наследуют не родительское Я посредством его интроекции, как полагала психология, а родительское Сверх-Я, которым они сами не располагают в полной мере. Воспитать своего ребёнка - это и значит передать ему ту часть бессознательного законодательства, которая самом тебе не принадлежит, передать то наследство, которое родитель получил не в полной мере и которое для него самого выглядит более чем призрачно. Ведь даже сам наследодатель не знает полного содержания той грамоты, которую он передаёт своим потомкам. Как в детской игре, передать колечко из рук в руки, так чтобы никто не увидел его блеска. То реальное или бесконечное, которое по мысли Деррида, 'и не наследует и не наследуется' [32], но которое, тем не менее, необходимо передать другому.

... наследство нельзя ни принять, ни не принять, но от него можно отказаться. Только таким образом вступить в его права. И Фройд предлагает три варианта этого оспаривания наследства, три фундаментальные механизма, которые задают логику той или иной психической структуры: 'отказ' (Verleugnung) при перверсии, с 'отрицание' (Verneinung) у невротиков и 'отбрасыванием' (Verwerfung) у психотиков. Именно в этом круге 'исправления времени, возмещения, восстановления, мести, реванша, наказания' и пребывает герой пьесы, именно таким образом выстраивает он свою идентичность, не по образу и подобию отца, а по его праву; 'Гамлет живёт и родился ради права, в предвидении права - и тем самым он призван к тому, чтобы возвратить время на прямой путь' [37]. Поскольку с этого момента он начинает действовать во имя отца и по праву своего рождения.
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд