Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Деррида-Семинар:
занятие 5 ноября 2008
 
Работа с книгой Жака Деррида
Страсти по 'Фройду'


Лекция Дмитрия Ольшанского
О чем недоговаривает бессознательное?


тезисы лекции

: общая критика структурализма Деррида обретает психоаналитическую направленность: здесь он говорит уже не об ограниченности лингвистических парадигм в клинике, а о том, что психика вообще не сводится просто к структурам языка и не описывается механизмами работы означающего.

: тезис с которым Лакан вошёл в теорию психоанализа и которых сделал ему славу состоит в том, что в самом основании субъекта лежит его встреча с означающим, поэтому даже c самыми тяжёлыми психотическими расстройствами - с которыми он работал более 40 лет - возможна перезапись внутри психического аппарата и перевод предметных представлений в словесные, вместе с тем, его гипотезу о том, что 'бессознательное структурировано как язык' нельзя понимать буквально, в том духе, что бессознательное - это и есть язык, а психоаналитическое лечение представляет собой своеобразную лингвистическую игру между анализантом и психоаналитиком, где задачей последнего является выудить в речи 'главенствующее означающее' и дать его интерпретацию.

: несмотря на то, что координаты становления субъекта заданы актом его встречи со словом, сам субъект не равен означающему, не сводим к нему, но является эффектом этой встречи, её неразложимым осадком, последствием, которое оказывает речь, как говорит Лакан в семинаре 'Четыре основные понятия психоанализа'. Бессознательное, таким образом, постоянно находится в процессе производства субъективности, её следов, которые не редуцируемы один к другому и не вписываются в определённую лингвистическую парадигму. В тезисе Лакана центральное место занимает подобие: бессознательное структурировано как язык, оно работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики, поэтому и 'клиника означающего' является лишь одним из возможных психоаналитическим методов работы с бессознательным.

: этот пост-структуралистский ход Деррида вполне соотносим с желанием Лакана мыслить бессознательное не как язык, а как говорящее бытие - perlеtre - которое представляет собой единство всех трёх психических регистров.

: в семинаре 'Изнанка психоанализа' Лакан говорит: 'Всё дело в том, что на самом деле дискурс может прекрасно обходиться без слов. Он сохраняется в определённого рода базовых отношениях. Эти последние невозможно, строго говоря, без языка поддерживать'. То есть язык представляет собой способ поддержания бессознательного, один из его инструментов, поэтому оно не может быть сведено только к работе означающего. Нечто всегда находится по ту сторону языковой деятельности в качестве его изнанки, то 'влечение к смерти, - как выражается Деррида, - которое ни о чём не говорит' (463), то молчание и постоянство реального, что и является условием всякой речения, производства и признания своей истории, causa realis всякого психического движения от S2 к S1. В этом случае симптом можно толковать как момент приостановки либидо, прекращения движения и загустевания в одной из инстанций, связанный как с наслаждением, так и с болью; симптом представляет собой неподвижность, зависание в точке S2.

: принцип навязчивого повторения - который заявляет о себе в игре fort/da - часто соотносят с языком и автоматизмом, благодаря которому означающее этот поддерживает своё функционирование, тогда как Деррида говорит о принципе навязчивого повторения как о молчании, которое лежит в основании символической деятельности, в качестве её изнанки. Принцип повторения ничего не говорит по той простой причине, что он является кодом, грамматикой, которая сама не будучи сообщением, не несёт никакой информации, её 'нельзя назвать 'формой' текста, текста без содержания, без тезиса, без объекта' (463), но которая, тем не менее, является условием для всякого возможного сообщения и становления субъекта; принцип повторения создаёт топику и устанавливает ритм работа психического аппарата, частичные влечения и поля, те поля Другого, в которых и происходит либидинальное движение.

: во-вторых, принцип повторения возвращает субъекта к его расщеплению, к факту присутствия реального в его психической структуре, той 'остаточности', о которой говорит Деррида и которая не отсылает ни к другому, ни к удовольствию, ни к реальности, и находится по ту сторону всякого знания о самом себе. 'Повторение связано определённым образом с тем, что является пределом этого знания и именуется нами наслаждением' [Лакан, 'Изнанка психоанализа']. То есть повторение влечёт не прирост знания, а его аннигиляцию, с возникновением такого означающего, который войдя в систему сообщений воззвал бы к иной кодировке, оно всегда преподносит субъекту его выбор в качестве совершённого, или выражаясь словами Пикассо, оно не ищет, а находит. Принцип повторения не взывает к поиску, она ставит субъекта перед его пустотой, перед его расщеплённостью и наслаждением. Именно с привнесением идеи последнего в теорию дискурсов связан переход Лакана по ту сторону структурализма и поворотом в методологии и теории психоанализа.

: в-третьих, принцип повторения ничего не говорит, потому что он работает в логике де-монстрирации, развеществления реальности, а потому не сводим к принципу удовольствия, его модификациям и истории его записей. Но 'дает доказательства, ничего не показывая, не делая очевидным вывод, не давая ничего вынести для себя, не выделяя тезиса' (463), то есть принцип повторения постоянно демонстрирует субъекту артефакты его прошлого, которые ещё не нашли отражения в его истории, а значит требуют создания новой генеалогии и новой 'техники себя', если выражаться словами Фуко. Принцип навязчивого повторения следует понимать не как машину перезаписи, а как машину видения, демонстрации, которая ничего не объясняет, но уже подчиняет субъекта новой логике, новой оптике, в которой он призван обнаружить своё тело.

: одним из основных спекулятивных выводов Фройда является заключение о том, что возникновением нового мы обязаны именно принципу повторения, который не позволяя субъекту завершиться в пределах одной формы высказывания, одного диагноза или структуры, только благодаря влечению к повторению психика может совершать проработку, возвращать вытесненное и таким образом создать топику бессознательного. Постоянно напоминающие о себе влечения к смерти понукают бессознательное избрать обходной манёвр, который и подвигает его на постоянную символизацию и выписывание своей истории, своей траектории, торение новых путей. Новое, таки образом, никогда не вписываются в систему знания, в некотором смысле, работая против него, оно вносит пробелы, зазоры и молчание, то молчание, которое только и создаёт смысл и движение внутри психического аппарата. Что верно и для клинической ситуации, когда интерпретация создаёт ту систему различий или 'дифференциации', которая была бы способна реконструировать имеющееся знание.
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд