Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Деррида-Семинар:
занятие 1 октября 2008
 
Работа с книгой Жака Деррида
Страсти по «Фройду»


Лекция Дмитрия Ольшанского
Деконструкция как клинический инструмент психоанализа


тезисы лекции

… вопрос о дерридианском психоанализе, вопрос о клиническом измерении деконструкции, остаётся открытым и по сей день. Вместе с тем, идеи Деррида оказали влияние на широкие интеллектуальные слои, поэтому сегодня уже не удивительно слушать от психиатра Жана Ури, возглавляющего клинику Ла Борд, что «клиника – это письмо», процесс лечения представляет собой машину перезаписи симптома, перевоспоминания и переозначивания истории субъекта.

… следуя призыву Лакана о необходимости возвращения к Фройду, Деррида вместе с тем никогда не разделял теории Лакана, и выступил с его критикой. Наследие Фройда – наряду с Ницше и Марксом – было одним из точек опоры, на которых строилась собственная философии Деррида. То есть Деррида проторил собственный путь возвращения к Фройду, он предложил свою реконструкцию теории психоанализа, в центре которой стоит не идея говорящего-бытия (parletre), а идея машины письма. В выступлении на Семинаре Андре Грина в 1966 «Фройд и сцена письма» он говорит: «Содержание психики окажется представлено неизгладимо графическим по своей сути текстом. Структура психического аппарата отказывается представленной машиной письма».

… дело не столько в противопоставлении лакановского «бессознательное структурировано как речь» или «симптом создаёт себя в речи» и дерридианского «бессознательно – это письмо», сколько в отказе от самой идеи производности и разлиия первочного и вторичного, отказ от оппозиций означающего и означаемого, оригинала и следа, речи и письма, на которых основывается структурализм: психика не регрессирует к прошлому, поскольку она сама представляет собой письмо.

… в отличии от Лакана, который мыслил развития переноса и всего аналитического опыта из присутствия аналитика и его желания, Деррида сомневается как в этом присутствии, так и в самой форме «здесь и теперь», сам непосредственный опыт со-бытия уже отмечен эффектом перезаписи, настоящее – это всегда восполнение: «Что настоящее как таковое не изначально, но восстановимо, что оно не абсолютная, полностью живая и конституирующая форма опыта, что нет чистоты живого настоящего — вот ключевая для истории метафизики тема, которую Фрейд призывает нас осмыслить».

… по мнению Деррида, «психоанализу открываются глаза на то, что он призван отказаться от сотрудничества с лингвистикой, находящейся под властью старого фонологизма и переориентироваться на грядущую графематику». Здесь лакановский психоанализ ещё не критикуется прямым образом, и Деррида ограничивается лишь констатацией кризиса структуралистской методологии в целом. Тогда как в книге 1979 года в объектив его анализа попадает именно лакановский психоанализ.
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд