Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Деррида-Семинар:
занятие 1 октября 2008
 
Работа с книгой Жака Деррида
Страсти по 'Фройду'


Лекция Дмитрия Ольшанского
Деконструкция как клинический инструмент психоанализа


тезисы лекции

: вопрос о дерридианском психоанализе, вопрос о клиническом измерении деконструкции, остаётся открытым и по сей день. Вместе с тем, идеи Деррида оказали влияние на широкие интеллектуальные слои, поэтому сегодня уже не удивительно слушать от психиатра Жана Ури, возглавляющего клинику Ла Борд, что 'клиника - это письмо', процесс лечения представляет собой машину перезаписи симптома, перевоспоминания и переозначивания истории субъекта.

: следуя призыву Лакана о необходимости возвращения к Фройду, Деррида вместе с тем никогда не разделял теории Лакана, и выступил с его критикой. Наследие Фройда - наряду с Ницше и Марксом - было одним из точек опоры, на которых строилась собственная философии Деррида. То есть Деррида проторил собственный путь возвращения к Фройду, он предложил свою реконструкцию теории психоанализа, в центре которой стоит не идея говорящего-бытия (parletre), а идея машины письма. В выступлении на Семинаре Андре Грина в 1966 'Фройд и сцена письма' он говорит: 'Содержание психики окажется представлено неизгладимо графическим по своей сути текстом. Структура психического аппарата отказывается представленной машиной письма'.

: дело не столько в противопоставлении лакановского 'бессознательное структурировано как речь' или 'симптом создаёт себя в речи' и дерридианского 'бессознательно - это письмо', сколько в отказе от самой идеи производности и разлиия первочного и вторичного, отказ от оппозиций означающего и означаемого, оригинала и следа, речи и письма, на которых основывается структурализм: психика не регрессирует к прошлому, поскольку она сама представляет собой письмо.

: в отличии от Лакана, который мыслил развития переноса и всего аналитического опыта из присутствия аналитика и его желания, Деррида сомневается как в этом присутствии, так и в самой форме 'здесь и теперь', сам непосредственный опыт со-бытия уже отмечен эффектом перезаписи, настоящее - это всегда восполнение: 'Что настоящее как таковое не изначально, но восстановимо, что оно не абсолютная, полностью живая и конституирующая форма опыта, что нет чистоты живого настоящего - вот ключевая для истории метафизики тема, которую Фрейд призывает нас осмыслить'.

: по мнению Деррида, 'психоанализу открываются глаза на то, что он призван отказаться от сотрудничества с лингвистикой, находящейся под властью старого фонологизма и переориентироваться на грядущую графематику'. Здесь лакановский психоанализ ещё не критикуется прямым образом, и Деррида ограничивается лишь констатацией кризиса структуралистской методологии в целом. Тогда как в книге 1979 года в объектив его анализа попадает именно лакановский психоанализ.
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд