Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Деррида-Семинар:
занятие 4 апреля 2009
 
Работа с книгой Жака Деррида
Носитель истины


Лекция Дмитрия Ольшанского
Знание и пустота психоанализа


тезисы лекции

: в своём Proposition 1967 года Лакан различает текстуальное знание и знание референциальное, которое он вменяет аналитику, то есть то, которое не сводимо просто к знанию конкретных фактов, теорий и концепций, но устанавливало бы связь между означающим и означаемым. Знание аналитика выступает в качестве третьего элемента, посредника, устанавливающего связь между говоримым и говорящим. Поэтому психоанализ не задаётся вопросом о знании того или иного предмета (симптома, диагноза, структуры) или познании самого себя, а апеллирует к функции знания: какую роль оно исполняет в конкретном случае, чему оно служит, на мельницу каких влечений льёт оно свою воду? Референциальное знание призвано устанавливать связи между терминами высказывания, не задаваясь при этом вопросом об истинности или ложности тех или иных посылок. Так и сыщик Дюпен у Эдгара По не интересуется содержанием пропавшего письма, но усилия его направлены на то, чтобы связать начало и конец истории, вернуть письмо в его исходную точку. 'Дюпен сам изъял себя из символического кругооборота письма' [706], - говорит Деррида. То есть, как и психоаналитика его интересует не знание, которое имеет королева, а то, какую функцию это знание исполняет, то, какой путь оно проделывает, и то, какие последствие оно оказывает на всех участников этой детективной кадрили.

: Дюпен является следователем в буквальном смысле слова: он изучает следы, следы воспоминаний, которые и составляют карту истерического симптома королевы. Настолько насколько тело истерика представляет собой ландшафт, который, в то же время, протестует против картографирования, против доминирования буквы, ищёт прорехи внутри символического мира с тем, чтобы установить новые каналы для оттока наслаждения. Истеричка протестует против господства означающего и желает избавиться от письма, которое тем не менее, является носителем её истины, определяет логику её симптома. Того письма, которое так никогда к неё в руки и не попадает. Таким образом, реальное тело работает по законам влечений к жизни; и если истерик отстаивает рубежи жизни, вытаскивая её из теснин означающего, то психотик представляет собой абсолютно живое тело, которое никак не связано с означающим и полностью погружёно в наслаждение.

: как выражается Лакан в Семинаре 'Изнанка психоанализа' 'Речь со стороны тела идёт скорее об отказе. Принимая последствия, которые господствующее означающее для него несёт, истерик не является рабом'. [лекция 18.02.1970] Иными словами, истерический дискурс оказывается наиболее продуктивен для любого анализирующего именно потому, что он подрывает корпус знания, связь означающего и означаемого, разрывает конвенции и расторгает 'контракт истины', о котором говорит Деррида. Истеричка протестует против того знание, носителем которого она является. Поэтому королева инициирует расследование с тем, чтобы избавиться от своего знания, а вовсе не для того, чтобы вновь обрести его: я ничего не хочу знать - будто повелевает королева, и все остальные персонажи, следуя этому приказу, так и не решаются ознакомиться с содержанием письма. Именно это нежелание знать свою истину, признавать то, что прописано и отправлено по назначению, и возвращает ей Дюпен вместе с украденным письмом. Так же поступает и Фройд в случае с Дорой, которая жалуется на конфликты, сопровождая эти рассказы полным недоумением относительно причин всего происходящего вокруг неё: 'я ничего об этом не знаю', - говорит она. И первая интерпретация Фройда состоит как раз в том, чтобы показать Доры на её собственную активную позицию внутри этих корреспондентных отношений, обратить её внимание на ту истину, которую она постоянно артикулирует, но которую не желает признавать, что она сама производит и поддерживает все те конфликты, на которые теперь жалуется. Её письмо также оказывается украдено, но - как и в повети Эдгара По - оно висит на самом видном месте, том месте, которое должно остаться не узнанным как для Фройда, так и для самой Доры. И только в возвращении этого сообщения, а эффекте перезаписи, желание это становится очевидно для самой пациентки, поэтому Лакан и говорит о том, что 'аналитик сродни переписчику' или, в данном случае, следователю, который должен вернуть объект влечения на его исходное место, поскольку 'письмо всегда приходит по назначению', как выражается Лакан в семинаре 1954/55.

: обретение истины является лишь мужским фантазмом, в рамках которого и возможны коннотации познания и присвоения: 'женственность завуалированная / девуалированная / кастрированная является воплощением истины только для мужчины. В таком случае последний будет мастером истины только с этой точки зрения' [723]. Иными словами, истина неотделима от сексуальности, её становление возможно только в горизонте принадлежности к полу и в горизонте сексуального опыта.
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд