Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Деррида-Семинар:
занятие 10 декабря 2008
 
Работа с книгой Жака Деррида
Страсти по 'Фройду'


Лекция Дмитрия Ольшанского
Орбиты тела


тезисы лекции

(1)
: одной из заслуг Фройда является переосмысление роли времени в структуре субъекта, поскольку он предлагает мыслить время не линейно и не дискретно, каждый момент в его сингулярности, а атетически - то есть движущимся одновременно в двух направлениях. Поэтому жизнь для него встроена в логику возвращения к смерти, представляет собой отсрочку смерти, зазор внутри неё, поэтому жизнь и нельзя мыслить как процесс развития от простых форм к более сложным или как процесс прохождения определённых стадий - Фройду вообще чужд педагогический дискурс - жизнь не является развитием, а представляет собой возвращение, возвращение к объекту своего влечения. Даже в материализме Энгельса жизнь представляет собой 'химическое обновление частей тел', то есть процесс отмирания и восполнения 'белковых тел', процесс обживания смерти, который Деррида предлагает мыслить как ещё одно влечение - влечение к присущему. [557].

: жизнь встроена в закон смерти, как выражается Деррида, 'смерть образует угол сама с собой' [555], огибает сама себя в поиске самой же себя, в поиске наиболее сингулярного или, выражаясь словами Хайдеггера, 'наиболее своего' бытия к смерти, поэтому и жизнь возможна лишь в том, случае, если влечения направлены в сторону смерти, вышли на её орбиту, в том случае, когда субъектом между полнотой бытия и смертью в качестве своей судьбы избрана последняя. В этом выборе, который в последействии представлен субъекту как уже совершённый, и сказывается то, что Лакан называет предопреедлением структуры, а Деррида описывает как влечение к присущему, к выбору своей смерти.

(2)
: смерть образует угол сама с собой, который является ещё и сектором, перспективой, углом зрения, это фокус эстетической сборки субъекта. Да и живым мы называем только то, что взято в горизонте смерти, то бытие, что увидено под её углом, обведено и отрезано взглядом: взглядом кастрирующим и создающим образ. Ведь взгляд - это и есть форма утраты, о чём говорит нам миф об Орфее и о чём напоминает Фройд, когда сравнивает игру в катушку и игру перед зеркалом. Иными словами, видеть мы можем только то, что имеет образ, а значит смертно, бессмертное же не только не представимо и без-образно, но и вообще не охватывается взглядом, а само является им. Именно эту оптику, работающую по законам смерти, тот способ располагания/расположения себя и присвоения взгляда, который каждый практикует в зависимости от своей структуры, мы и может называть субъектом. Тот отрезок или ту герметическую функцию, которая позволяет достроить этот угол смерти до завершённой фигуры, до образа собственного Я.

: в этом переходе от машины означивания к углу взгляда и состоит критика направленная против структурализма с его доминантой означающего. Субъект точнее понимать не как означающее представленное для другого означающего, но как призму внутри оптической машины, способ преломления взгляда направленного на ничто, из которого в конечном счёте и создаётся тело, того взгляда, огибающего самого себя. Субъект не сводим просто к представленности или к образу, поскольку сам этот образ является орбитой или проходным местом, местом Anschluss - присвоения и перемены - взгляда. Поэтому субъекта я предложил бы понимать как способ обращения - как в экономическом, так и в астрономическом смысле - способ обращения вокруг точки смерти, вокруг ничто.

(3)
: субъект для Фройда не является более субстанцией, а представляет собой местоположение, он всегда задан своим отношением к конечности, к своему пределу, границе, которую и обозначают влечения, задавая разницу между внешним и внутренним. И смерть, по мысли Деррида, 'запечатлевается как внутренний закон' [554], или закон овнутрения, закон интроекции, помещения внутрь утраченного объекта. Не случайно поэтому, что в книге 'Массовая психология и анализ Я' (1921) Фройд говорит об интроекции как о символизации утраты; объект может быть интроецирован только в форме замещающего его представления и может появиться во внутреннем мире человека только в результате репрезентации утраченного элемента реального. И чуть раньше в работе 'Скорбь и меланхолия' (1917) он говорит об интроекции объекта в Я, и образовании, таким образом, новой инстанции 'Ichkritik': 'Таким образом, утрата объекта превратилась в утрату я, а конфликт между я и любимым человеком - в конфликт между критическим я и я, изменившимся в результате идентификации', - говорит он.

: и если смерть - это то, что задаёт логику работы внутреннего, то взгляд - то, что определяет эстетику внешнего. Именно вращение влечений, 'спутников жизни/смерти' [563] вокруг неподвижной точки смерти, ядра реального, и создают то поле, которое мы называем телом, поле, имеющее четыре измерения, четыре орбиты, или четыре коммуникативных режима, ритма. Не случайно и современная медицина описывает тело уже не как совокупность органов, а как систему внутренних и внешних коммуникаций. Телесность обретается на уровне того, что захвачено влечением и выведено на его орбиту, встроено в ритм его движение. Таким образом, тело не сводимо ни к символическому, ни к реальному, но соткано из либидинальных путей, из прохождения силовых линий, их аншлюза, торможения и переменного тока; тело является ритмом или периодом обращения влечений вокруг своей оси. Именно поэтому оно всегда задано как сексуальное и как смертное.

(4)
:Деррида предлагает мыслить субъекта как ритм или колебание [564], волну, созданную встречей реального и сиволического, игрой fort/da, в коотрой производится не только образ тела, но и сексуальность субъекта. Не случайно поэтому Деррида, со ссылкой на Жакоба, называет сексуальность запоздалым эффектом, приходящим 'как и сама смерть дополнительно' [565], поскольку и смерть и сексуальность являются тем, что подлежит восполнению: они не даются сполна, и не предписаны жизненным процессом - но являются теми орбитами, на которые предстоит выйти.

: вместе с тем, секс не является простым дополнением к бытию или его избыточной функцией, напротив, обретение пола и есть необходимое условие этого бытия, требование для вхождения в род человеческий и обретения своего места (мужского или женского) и времени внутри его хронотопа. Таким образом, выбор пола предполагает собой обретение смерти, поскольку встраивает субъекта в систему рождения, воспроизводства и кончины, становясь мужчиной или женщиной, каждый обретает при этом своё место в истории, свой предел. Во-вторых, выбор пола связан с отказом от своей целостности: пол является результатом кастрации. Поэтому выбор пола, как и выбор смерти, не являются результатом развития, но результатом возвращения.
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд