Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Введение в призраков
 
выступление в Философском кафе
26 сентября 2009


За Деррида закрепилась репутация мыслителя предельно сложного и витиеватого по стилистике и узко ориентированного по постановке вопросов. Действительно, вопросы грамматологии, деконструкции, различания и дессиминаций, - интересуют далеко не каждого человека, да и не каждого философа. Творчество его оказалось настолько самобытно и не похоже на всё, что делалось прежде, что одно время Деррида даже называли основателем нового философского направления 'деконструктивизма', у которого был один единственный представитель.

Однако его поздние книги написанные в 1990-х годах позволили изменить эту оценку и пересмотреть вклад Деррида в современную философию. Подобно Канту, совершившему проход от логических исследований - по большому счёту, его первая критика посвящена очень частному вопросу, возможны ли синтетические суждения априори, - к антропологии, в последние годы творчества Деррида обращается к вопросам дружбы, гостеприимства, мира и космополитизма. Не случайно Кант является одним из основных ориентиров для Деррида, а влияние немецкой классической философии ясно ощутимо почти во всех его работах. Сегодня уже вряд ли можно говорить о Деррида только как об основателе метода деконструкции текстов, но и как об антропологе, политическом мыслителе и психоаналитике. Во всяком случае, 'дерридианский анализ' фигурирует сегодня на равных с 'шизоанализом' Гваттари и Делёза.

В книге 1993 года 'Призраки Маркса' Деррида задаёт наиболее общий аналитический вопрос, катающийся каждого человека - вопрос о смысле жизни. 'Я хотел бы, наконец, научиться жить' - именно так формулирует он свой запрос к чтению Маркса.

Фройд использует понятие 'субъект' крайне редко и в большинстве случаев в качестве синонима слова 'пациент' и почти никогда не говорит о субъекте бессознательного. Действительно, может ли существовать такой субъект, субъект того, что само по себе не является субстанцией, а представляет лишь качество прохождения импульсов влечений в психическом аппарате. Не случайно поэтому Фройд использует не существительное, а прилагательное 'бессознательное', тем самым подчёркивая, что описывает оно качество информации, её логику, обустраивающую психическое пространство человека, определённую грамматику, с помощью которой человек склоняет себя в парадигме бытия. Бессознательное представляет собой не субстанцию, а свойство, поэтому и субъект бессознательного оказывается только предполагаем, намечен пунктиром, призрачен. Он 'никогда не присутствует как таковой' [Деррида, 9] обнаруживает себя в пульсации обретения и исчезновения, в зазоре между символическим и реальным, который может стать глазным зазором, местом присутствия взгляда, порождающего образ субъекта. Образ - это и есть форма отсутствия субъекта, его видимость.

Субъект является не просто способом воплощения бессознательного в реальности, но и результатом этой работы, он эффект машины означающего и эффект её поломок; таким образом, в самом основании субъекта лежит означающее, некоторый смысл, фантазматический сценарий, сюжет бессознательного (дословно sujet inconsience), носителем которого он является. То знание, что, тем не менее, остаётся знанием предполагаемым, которое вызывает любопытство и относительно которого субъект постоянно пребывает в заблуждении. Таким образом, каждый вопрошающий своё бессознательное оказывается в положении медиума, разговаривающего с призраками, на что и обращает внимание Деррида.

Он предлагает понимать субъекта как свойство развоплощения, прерывания идентичности, расщепления. 'Субъект - это призрак', говорит он. Будучи субъектом бессознательного, человек перестаёт быть равен самому себе, то есть субъект - это способ разделённости. Разделённости с другими, поскольку бессознательное - это и есть дискурс другого, состоящий их того, что говорилось нам, в нашем присутствии и поводу нас, (то есть бессознательное всегда имеет социальное измерение), так и разделённости между влечениями и инстанциями жизни и смерти. Такова же и функция призрака - он находится между миром живых и миром мёртвых.
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд