Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Деррида-Семинар:
занятие 17 декабря 2008
 
Работа с книгой Жака Деррида
Страсти по 'Фройду'


Лекция Дмитрия Ольшанского
Об истине субъекта и языке психоанализа


тезисы лекции

: Деррида постоянно задаётся вопросом о движении и постоянстве в психоанализе, о желании психоаналитика, которое это движение мотивирует и ведёт анализ и точку смерти, вокруг которой это движение совершается. О том специфическом движении, которое ориентировано не на приобретение знание, не на приобретение вообще, а на возвращение, горизонт которого задан влечением к смерти. Движении в психоанализе ориентируется на истину бессознательного субъекта, не давая нам никакого знания относительно него: психоанализ производит истину, а не знания. Специфика этой работы заключается в том, что она не совершает никакого прорыва вперёд, инсайта, озарения, напротив, истина заявляет о себе как то, что не совершалось, то, что осталось нереализованным; она и представляет собой тот не-символизируемый остаток субъекта, который постоянно обращает на себя внимание, артикулирует себя, настаивает, призывает, чтобы к нему вернулись. Поэтому истина и не говорит ничего нового, но высказывает лишь отношение субъекта к реальному. 'Недотаток оригинальности является знаком истины' [587] - говорит Деррида. Действительно, ведь, единственной истиной субъекта является истина его влечений, судьба который всегда консервативна. То есть истина отсылает субъекта к его укоренённостьи в реальном, к его наслаждению, отношение с которым и создаёт психическую динамику субъекта.

: Деррида неоднократно повторяет, что Фройд силится совершить шаг, но постоянно возвращается к одному и тому же, 'пустопорожним, многословным перепевам уже сказанного' [607], его теория влечений - как и сама логика работы влечений - постоянно приближается, но 'не дотягивает' до завершённости. Логика построения метапсихологическая Фройда сама разворачивается по законам психоанализа и имеет регрессивный характер; ей не суждено завершиться и предстать в виде теории психоанализа по той причине, что психоанализ работает с речью, которая никогда не покрывает собой бытия субъекта: она не выговаривает, не досказывает, не достраивает его, или же, напротив, говорит слишком много, сверх меры, избыточно, мета-психологично. Именно этот зазор - в котором проглядывает истина бессознательного - и стоит в фокусе внимания Фройда. Поэтому его метапсихология всегда оставаясь частичной, настолько частичной, насколько таковой остаётся сама речь.

: клиника психоанализа вообще не ориентирована на развитие субъекта, его взросление или 'доращивание' (как говорит некоторые направления психологии), и не привносит в его жизнь смысла, равно как и метапсихология не создаёт знания, своей теории о субъекте, но в то же время, психоанализ, провоцирует новую кодировку уже имеющегося сообщения, 'перспективу сказанного', как выражается Деррида, новую оптику и эстетику субъекта. То есть в фокусе психоанализа находится не прирост знания, а его реконструкция, которая и создаёт эффект, именуемый истиной. Равно как и метафора не отсылает к некоторому имеющемуся значению, а создаёт его ретроспективным образом, путём возвращения к пустоте этого самого значения.

: Фройд приходит к тому, что не существует метаязыка, того специфического научного языка психоанализа, при помощи которого могли бы быть описаны процессы, происходящие в психическом аппарате: система восприятия является вторичной по отношению к языку. Иными словами, доязыкового восприятия не существует, поскольку восприятие возможно лишь в том случае, если оно опирается на символической каркас субъекта, если ему уготовано место в этом опыте, место поименованное, то место, которое Кант называет априорными формами чувственности, а Лакан законом означающего. В её основании лежит речь, которая является 'стержнем восприятия' [601], как выражается Деррида, воспринято может быть только то, что имеет имя, в ином случае мы имели бы дело с галлюцинаторной разрядкой, возвращающей субъекта к первичному процессу работы влечений. Итак, Фройд создаёт такую науку, в которой язык перестаёт быть орудием описания явлений и процессов, а сам становится материалом психоанализа, его предметом, поэтому теория здесь не отделима от практики talking cure, 'речевой клиники'. Для метапсихологии 'сам её ход является одним из её объектов' [614], тот обратный ход, который вскрывает символические основания фантазма субъекта, как говорит Лакан, или указывает на кодировку сообщения, на те правила и законы бессознательного, по которым функционирует психический аппарат субъекта.

: равно и лингвистика приходит к заключению о том, что метаязыка не существует, поэтому перевод с одного языка на другой наталкивается на пустоту и может быть выполнен только в силу того, что сам переводчик укоренён в бытии настолько, что сможет ex nihilo создать аналогию, протез оригинала, как говорит Деррида в другом месте.

: психоанализ представляет собой не мета-язык, а транс-язык, язык перехода, метонимии, трансфера, язык выстраиваемый вокруг пустоты, постоянно нуждающийся в изобретении грамматики, восполнении, реконструкции, язык ткущийся, собираемый в обращении к присутствию другого. В центре клиники и метапсихологии Фройда стоит язык как система обмена, дискурсирования желания, та система, которая, по выражению Лакана, вообще может обходиться без слов. Поэтому и субъект бессознательного - обретающий становление в этом процессе означивания представляет собой не заданную сущность, а отношение, а аналитические лечение - настолько, насколько оно нацелено на истину субъекта - всегда разворачивается в связи с переносом на место другого: истина говорит о себе с другим, она никогда не принадлежит только самому субъекту.

: не случайно, поэтому, Деррида подытоживает, что 'всё начинается с трансфера' [603], перефразируя свой известный тезис 'в начале был перевод', высказанный в книге 'Вокруг Вавилоских башен'. В основании субъекта лежит его отношение, желание, отчуждённое другому, он и есть тот, кто относится или проносится через ряд инстанций бессознательного, структура которого относительна и истина которого никогда не даётся сполна.
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд