Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Деррида-Семинар:
занятие 22 октября 2008
 
Работа с книгой Жака Деррида
Страсти по 'Фройду'


Лекция Дмитрия Ольшанского
Время и смерть как психические константы


тезисы лекции

(1)
: Деррида не столько стремится создать концепт, объединивший бы топическую, динамическую и экономическую перспективы Фройда, сколько задать вопрос об их переходности: роли принципа удовольствия и принципа реальности в горизонте влечения к смерти, их подчинении, форме того 'служения', о котором говорит классик, диалектике господина и раба или взаимо-переходности первичного и вторичного, критикой которых вдохновлен весь проект деконструкции. Именно поэтому Деррида привносит в топологию Фройда новый элемент, который никогда не мыслился как особый принцип работы психического аппарата, никогда не стоял в одном ряду с четырьмя другими принципами, но который, вместе с тем, создавал переходность между ними, образовывал их суставы, и являлся исходным пунктом всей метапсихологии Фройда - принцип времени.

: таким образом, Деррида пытается тематизировать сам возвратный акт пересылки сообщения, эффект последействия, полагая, что инстанции являются лишь его эффектами: 'Удовольствие и реальность в чистом виде являются крайне идеальными понятиями, проще сказать, фикцией' [444]. Психическая инстанция возникает лишь в результате возвращения в неё из неё же отправленного сообщения, поэтому о сознании можно говорить лишь в результате возвращения вытесненного, равно как и бессознательное обнаруживает себя в невозможности этого возращения, в сбое почтовой системы, в нарушении энергетического равновесия.

: ход Деррида тем более был неожиданным, что он называет время функцией, одним из членов уравнения, в которое в виде неизвестных входят и два психических принципа, предполагая, что за временем также стоит влечение. Время теряет всякое субъективное измерение, обретая место на стороне влечений, которые циркулируют независимо от намерений и желаний субъекта, а некоторые из них вообще 'не участвуют в синтезе Я' [451]: время - это и есть судьба влечений, карта их геологической активности, поэтому для Деррида невозможно мыслить удовольствие и реальность вне временной протяжённости. Психический аппарат в этом случае становится уже не топической данностью, а сочленением времени движения либидо и местами его прерываниями, т.е. хронотопом или коллайдером, в котором заряженные пучки либидо движутся одновременно в двух противоположных направлениях, проторивая новые кольцевые пути и давая начало новым полям, квантам и частиц.

: поэтому согласно Деррида уже нельзя говорить о развитии психики от принципа удовольствия к принципу реальности, от орального влечения - к анальному, от требования - к желанию, поскольку они вообще не существует вне этой транзитивности, вне динамики, вне их переходности. Все влечения не только частичны, но и являются квантами психического поля, то есть их энергию нельзя мыслить изолированно от их скорости прохождения и времени, которое требуется для совершения их работы. Парадокс Фройда состоит в том, что хотя бессознательное и не знает времени, но работа влечений всегда создаёт это время, задаёт ту логику, законы их электромагнитного взаимодействия: притяжения и отталкивания, отнятия энергии и нагрузок. То есть время нужно понимать как логику работы психического аппарата.

: этим же вопросом задаётся и Лакан, когда говорит о логического времени и понимает его не как о хронологическую последовательности прохождения стадий психосексуального развития, от ранних к более поздним, а как о законе конституирования психического мира. Говоря о трёх тактах Эдипа в V семинаре, он имеет ввиду время, необходимое для создания метафоры, заступления означающего на место требования, замещении материнского желания законом отца, или, выражаясь словами Деррида, переадресации влечения к смерти нескольким другим адресатам, отваживая его от его непосредственной цели.

: и двумя годами позже, вслед за трёхчленом Деррида, Лакан ставит вопрос логического времени в связи с перезаписью принципа удовольствия: 'Задача Фройда состоит в том, чтобы объяснить нам, каким образом осуществляются операции возврата и сдерживания, то есть каким образом механизм, обеспечивающий вторичные процессы, позволяет избежать катастрофических срывов, к которым привело бы высвобождение механизма удовольствия хотя бы одним таком позже или раньше, чем следует'. [Лакан, VII 25.11.1959].

: именно время - с его необратимостью - обеспечивает эффект последействия и невозможность возвращения на прежнее место, регрессии к оригиналу, создаёт то несовпадение, зазор между получателем и отправителем, означающим и смыслом, субъектом и Другим, который, заимствуя понятие Маркса, можно назвать 'прибавочной стоимостью'.

(2)
: в последействии принцип удовольствия создаёт прибавочный продукт, равно как обращение Товар-Деньги-Товар создаёт прибыль. Получение прибыли требует времени, равно как и получение удовольствия предполагает ожидание, чтобы получить удовольствие - нужно сперва вложить его по высокой процентной ставке. Удовольствие представляет собой отсрочку, замещение связывание наслаждения в единственный, удобоваримый в психической реальности формат, репрезентирует его, как деньги репрезентируют вложенный в товар труд. - cтоль же призрачную категорию, как и сама психика. Удовольствие представляет собой сообщение, прошедшее регистрацию в разных инстанциях, поэтому оно всегда предстаёт в конвертированной форме и никогда не является сполна, 'удовольствию вообще никогда не суждено появиться' [447] - говорит Деррида, но, в то же время, нам надо признать, что удовольствие не может и не существовать: все влечения находят его, окольным - и неведомыми нам - путями получает удовлетворение, в силу которого бессознательное и существует.

: оно всегда является результатом обмена Удовольствие-Реальность-Удовольствие, в котором рождается этот излишек, дополнительная величина, которую Лакан называл прибавочным наслаждением, что не поддаётся конвертации и не находит себе представителей в символическом регистре, то наслаждение, которое своей неподвижностью свидетельствует о Реальном, даёт точку опоры в этом Реальном. Равно как масса частицы является результатом сопротивления поля Хиггса, так и бессознательное возникает в результате прохождения частиц влечений через ряд инстанций и возвращения в исходную точку Реального, точку смерти.

(3)
: вся его формула приравнена к смерти, но она не является противоположностью жизни влечений, неким их окончанием, но их а-тезисом; влечение к смерти не является изнанкой влечения к жизни, поскольку прямых оппозиций не может быть так же, как и обратимости или взаимозамещений. 'смерть уже не поддаётся противопоставлению жизнь/смерть' [445] - говорит Деррида.

: смерть входит в уравнение на правах четвёртого неизвестного, равно как и в клинике она является 'четвёртым игроком', точкой опоры, вокруг которой разворачивается аналитическая ситуация, о чём говорит Лакан в Direction de la cure. Смерть привносит ту толику Реального, которое всегда возвращается на одно и то же место и не подлежит расщеплению, записи и пересылке, то есть смерть является обратной стороной времени, гасящей циркуляцию либидо и устраняющей пролёт между принципом реальности и принципом удовольствия.

(4)
: поскольку все влечения парциальны и не существует никакого целостного сексуального влечения - оральное и анальное влечение, как говорит Фройд, лишь объединяются под приматом гениальности - поэтому 'сексуальное начало никак не связывается с удовольствием, с наслаждением' [447]. Парадоксальный вывод может быть смягчён тем фактом, что не существует никакого сексуального начала, поскольку сексуальность - это социальность, то есть та множественность адресатов, по преимуществу бессознательных, в отношения с которыми включён субъект, это та рассылка, в которую уходит сообщение от Я написанное Нам.
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд