Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Долг и желание в истории женщины
 
О спектакле 'Кукольный дом' реж. Юрия Квятковского
премьера 30 декабря 2012, Театр Приют Комедианта


 
  
 


Пьеса Ибсена 'Кукольный дом' считается манифестом свободы личности, противопоставленной стереотипам буржуазного счастья: главная героиня Нора обнаруживает слабость и трусость в том мужчине, который обещал 'всё взять на себя' и решить все проблемы, но, в действительности, оказывается озабочен лишь репутаций в глаза общества и совершенно не понимает и не чувствует своей жены. Разрушение иллюзий относительно брака и показного буржуазного счастья сочетается в Норе с кризисом идентичности: 'Такой, какая я теперь, я не гожусь в жёны тебе' - говорит она Торвальду. Она больше не может быть той гламурной куклой, которой её хотел бы видеть муж, поэтому, покидая этот 'кукольный дом', она отказывается и от образа пафосной киски, поэтому в финале спектакля героиня появляется в совершенно другой одежде.

Идеология пьесы весьма прозрачна, если не сказать банальна. Сложно не найти здесь многие набившие оскомину проблемы современного мира, в котором гламур расставляет людей выстраивать отношения по пластиковым заготовкам, сводит всё многообразие человеческой чувственности к ряду требований - иметь семью, иметь детей, быть богатым-успешным-счастливым - ничего человеческого в этом мире не остаётся. Тема 'кукольного дома', конечно, заезжена до предела, особенно после 'Глянца' Кончаловского, так что сам материал создаёт трудности для режиссёра. Сложно сказать что-либо нетривиальное по поводу общества потребления, где комфорт, удобство и счастье стали навязанными необходимостями, а отношения куколок и папиков - нормой семейной жизни.

Однако психология пьесы не так проста и не сводится просто к логике эмансипации женщины, которая отказалась от навязанных ей семейных ценностей и решила стать самостоятельной личностью. Велик соблазн прочитать образ Норы как несчастной женщины, преданной мужчиной и разочаровавшейся в семейных ценностях, или как феминистки, вырывающейся из домашнего рабства и буржуазной идеологии. - Всё это не раскрыло бы нам внутреннего психологического конфликта героини. История её куда более сложна, а конфликты её касаются инстанции закона и носят нравственный характер.

Финальный диалог Торвальда и Норы показывает разницу в понимании законности и нравственности и указывает на основные идеологические вопросы. Для одного мерой порядочности является долг и умение держать слово и нести взятие на себя обязательства, для другой - внутренняя гармония и верность своим желаниям. Для Норы Торвальд является зашоренным трусом, который в своих решениях и поступках исходит из того, 'что станет говорить княгиня Марья Алексевна', тогда как, в глазах Торвальда Нора выглядит взбалмошной истеричкой, бросающей семью и детей ради каких-то эфемерных экзистенциальных поисков. И это конфликт логик, конфликт моралей, который не находит однозначного разрешения (в отличие от семейных неурядиц супругов, которые решаются простым разводом), ни для драматурга, ни для режиссёра.

Именно этот конфликт и роднит героев Ибсена с античными персонажами: Нора, подобно Антигоне и Медее, делает выбор между долгом и совестью, между законом общества и законом желания. Вопрос морального поступка является ключевым для героини Ибсена, нравственности по отношению к мужу, к детям, к самой себе. Должна ли, например, хорошая мать посвящать себя всю без остатка детям и семейному очагу, который может однажды превратиться в жертвенный алтарь её собственной жизни, или, прежде всего, сама должна быть развивающейся духовной личностью и тем самым подавать детям пример ответственности и свободы. 'Мне нечего сейчас дать моим детям, поэтому я оставляю их', - говорит Нора, как бы задавая вопрос, а чему вообще мать может научить своих детей, что она им может дать? - Вопрос, который является основным для матери.

И ключевые вопросы о женской идентичности не преминули о себе напомнить. Что будет более верным, - словно рассуждаем она, - наслаждаться жертвенностью или наслаждаться эмансипацией?- И тот и другой путь равно болезненны. Или, в более общих категориях: нужно ли принять долг как наивысшую и осознанную свободу (по Канту) или исходить из истины своего желания, которой нельзя изменять (по Лакану)? Что является основной субъекта: долг или желание? Да и вообще, связано ли становление женщины с обретением (места, имени, фаллоса) или с утратой всех этих атрибутов? - Вот тот круг вопросов, которые ставит перед нами текст Ибсена.

Хотя режиссёр Юрий Квятковский и решает эти вопросы методами психологического театра, в то же время, он разрушает иллюзии 'документальными' вставками между действиями, когда развоплощённый актёр отвечает на вопросы голоса за кадром. 'Завидуете ли вы другим?' 'Как Вы расстались с мужем?' 'Расскажите о своём авторитарном отце' - вопрошает голос, и актёры рассказывают о событиях своей собственной 'подлинной' жизни, которые роднят их с персонажами Ибсена. Такой брехтовский эффект очуждения придаёт совершенно иное прочтение как тексту пьесы, так и видеоряду спектакля.

Происходит обратный проброс конфликта: не актёры проживают себя в предлагаемых обстоятельствах, а, напротив, сконструированные драматургом вопросы переносят в историю своей жизни. Александр Иванов (исполнитель роли Торвальда) говорит, что не заводит семью, потому что, как и его герой, 'слишком серьёзно к ней относится' и понятие долга и ответственности настолько значимо для него, что он не готов размениваться на случайные отношения. Ольга Белинская (Нора) рассказывает, как однажды совершенно внезапно, без всякой видимой причины, ушла от мужа, поняв, что между ними что-то давно закончилось. С одной стороны, это поиск точек идентичности, через которые актёр прорастает в персонажа, с другой стороны, отстранение от конфликта и его анализ с другой позиции. Это заставляет чувствовать разницу нравственных коллизий и видеть индивидуальность каждого случая. Такой режиссёрский ход вполне оправдан применительно к пьесе Ибсена, которая проникнута идеей разрушения образов и выхода за границы ожиданий. Поэтому в данном случае, метод очуждения и разрыв театральной условности вполне соответствуют материалу.

- Дмитрий Ольшанский
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд