Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Чего мужчины хотят от проституток?
 
о фильме 'Откровения' Малгожаты Шумовской


 
  
 

Несмотря на всю популярность темы проституции - весь современный мир так или иначе продаёт себя - фильм Малгожаты Шумовской преподносит массу сюрпризов и обманывает многие зрительские ожидания. Главная героиня, журналистка Elle, пишет материал о психологии проституток. И до такой степени очаровывается предметом своего исследования, почти откровенно флиртует с респондентками, так что к финалу ты наверняка ожидаешь от неё перехода к практической части (да и аннотация к фильму даёт основания так думать). Всё, что рассказывают ей девушки, она примеряет на себя и соотносит со своим опытом, до такой степени, что однажды, когда девушка, пересказывая разговор с клиентом, говорит: 'У тебя уже стало мокро между ног?',- героиня Бинош принимает вопрос на свой счёт и переспрашивает: 'У меня?'. Очевидно, что она втягивается в любовные истории, которые на фоне её унылой семейной жизни между борщом и фитнессом просто не могут остаться только на уровне разговоров. Рано или поздно она должна пуститься во все тяжкие. Да и девушки не прочь пооткровенничать, пококетничать и преподнести себя именно в том соблазнительном образе, в котором хочет их видеть журналистка. Они определённо чего-то хотят друг от друга: девушкам интересна состоятельная эмансипированная женщина, прекрасно обходящаяся без мужчин, журналистка узнаёт что-то недостающее себе в этих развязных похотливых девицах. Классическая коллизия. Однако два эти мира так и не встречаются и не меняют друг друга, никакого долгожданного события так и не происходит. Все наши ожидания оказываются тщетными: журналистка-домохозяйка так и остаётся у плиты, а молоденькие шлюшки бегут за новыми клиентами. А унылая эпитафия, что 'проститутки продают себя точно так же, как и все остальные женщины' настолько тривиальна, что не тянет даже на мораль. Интересен именно этот обман зрительского ожидания, который лучшим образом демонстрирует нам всю предсказуемость и скуку, который рождает идеология потребления.

Потребитель как объект
Викторианский миф говорит нам о том, что в обществе проститутки мужчина может быть самим собой и освободиться от рутинной повседневности, в которой отношения невротиков были переполнены требованиями - он постоянно должен был быть внимательным, заботливым, милым, добрым, инициативным и пр. (все эти прелести буржуазной идеологии не давали расслабиться многим мужчинам). Тогда как проститутке он, казалось бы, ничего не должен и просто мог быть самим собой. Типичный обсессивный фантазм состоял в том, что с близким окружением и в приличном обществе тебе необходимо быть кем-то другим, постоянно притворяться, чтобы не разочаровать и не потерять себя в глазах высшего света, а о тёмной стороне своей личности невротик мог говорить только с незнакомцем. (В этом многие усматривают такую востребованность психоанализа в викторианскую эпоху: даже если бы не было Фройда, talking cure всё равно бы изобрели). Этим же объяснялась такая страсть невротиков к новизне и анонимности в постели (пример которой даёт нам 'Последние танго в Париже' Бертолуччи), маргинальному опыту и классической амбивалентности доктора Джекила и мистера Хайда.

Однако 'Откровения' Малгожаты Шумовской показывают нам совсем другую историю. Мужчины не фантазируют и не наслаждаются отыгрыванием запретных сцен с проститутками, римские оргии и де'садовские спектакли остались далеко в прошлом; они занимаются с проститутками унылым рутинным, почти семейным, сексом. Море ванильной романтики, трогательные песни под гитару, жалобы на своих официальных курочек. Проститутка становится для мужчины чем-то средним между духовником и аналитиком.

Парадоксальным образом, в современном мире именно потребитель оказывается объектом. Ведь именно им пользуется Другой. А товар-проститутка становится субъектом желания: только она может делать то, что хочет (за это её и платят), тогда как клиент из хозяина положения превращается в предмет для манипуляций. У мужичков даже нет своих желаний (а иногда и возможностей), поэтому не понятно вообще, зачем они приходят к проституткам: то ли по инерции, то ли потому, что идеология маскулинности заставляет их время от времени спать с разными женщинами, то ли чтобы поддерживать свою идентичность, то ли просто по привычке. - Очевидно одно: никакого личного желания за этими визитами не стоит. Просто повседневный рутинный ритуал.

 
  
 

Избавиться от желаний
Все эти господа, которые платят девушкам за их услуги, выглядят настолько нелепо, что временами фильм просто превращается в фарс. Действительно, в современном мире нет ничего более унылого, чем потребитель, который стремится к удовольствиям и успеху, как ослик за морковкой. Однако ему даже усилий никаких прикладывать не приходится, чтобы всё получить, поэтому мы ни разу не видим в кадре, как клиент платит проститутке за услуги. Да и платит ли вообще? Да и за что им платить, ведь рядом с девушками они показывают полное отсутствие какой бы то ни было фантазии и изобретательности. Действительно, за что им платить? Зачем мужчине вообще приходить к проститутке, если с ней он делает то же самое, что и с любой другой женщиной? Если рядом с ней он остаётся тем же педантичным буржуа, что и в великосветском салоне, и никаких запретных фантазий не реализует? Да и вовсе их не имеет.

'Делай, что хочешь, - говорит один из клиентов, - за это я тебе и плачу'. Это высказывание является лучшей иллюстрацией невротического отношения с желанием, которое принадлежит другому. Клиент платит проститутке за то, чтобы она хотела, чтобы выступала субъектом желания. Ведь для самого невротика эта роль мучительно невыносима. Он платит шлюхе именно за то, чтобы не желать самому, чтобы не встречаться со своими желаниями и не признавать их (у настоящего Господина их вообще нет, как известно). Проститутки нужны этим мужчинам лишь для отчуждения своих желаний, это хорошая возможность отделаться от них, ибо в современном мире нет ничего более тягостного, чем хотеть. И делать выбор. Для этого мужчина и нанимает рабыню-проститутку: она хочет вместо него.

Действительно, согласно гегелевской диалектике, желать может только раб, который знает о своём отчуждении, тогда как желание господина умерщвлено. Поэтому не удивительно, что только продажная женщина может по-настоящему хотеть и делать то, что она на самом деле хочет. А клиенту именно этого и надо: он желает желание другого. Он хочет видеть, как она хочет. Ему нужно женское желание, которое поддерживает его обсессивный фантазм. - Именно для этого мужчина приходит к проститутке.

 
  
 

Настоящая любовь
Героиня Бинош берёт интервью у девушёк лёгкого поведения, желая узнать, что же сподвигло девочек заняться такие незамысловатым бизнесом, и, очевидно, ожидает откровений относительно голодного боснийского детства или про отца алкоголика, но её ожидания оказываются обманутыми. Девчонки рассказывают ей, что занимаются этим исключительно потому, что им это нравится, они действительно хотят этого, и востребованы у своих клиентов именно в качестве желающих субъектов. В качестве тех, кто сможет делать всё, что захочет, а не то, что должно (и не остановится на полпути в своих желаниях), то есть, совершить то, на что не способен простой обыватель. Именно проститутка может преодолеть отчуждение, внося в отношения элемент желания, поэтому точка зрения Шумовской вполне может быть названа марксистской. Мы видим в одно из эпизодов как девушка хватает телефон своего клиента и запирается с ним в туалете, за чем следует небывалая сцена ревности, которую он вряд ли сможет пережить со своей ванильной и правильной подружкой. Парадоксальным образом, невротик может чувствовать только за деньги. Поэтому его отношения со шлюхой - это и есть самая подлинная человеческая любовь.

'Ты помог мне, потому что хотел переспать со мной, или потому что просто хотел помочь?' - спрашивает одна из героинь своего любовника. 'Конечно, потому что хотел переспать', - невозмутимо отвечает тот. Однако сам её вопрос несёт ему сомнение, даёт возможность задуматься над своей мотивацией и над образом циничного мачо, который он умело выстраивает. Она задаёт вопрос относительно его желания, который сам молодой человек предпочитает обходить стороной, дескать, и так понятно, зачем я тебе помог. И этот вопрос о желании, как можно судить, оказывается очень неудобным для невротика.

Именно проститутка, будучи желающим субъектом, может заставить усомниться в диалектике потребительства, с её мёртвыми требованиями отчуждения и присвоения. Именно героини Шумовской способны дать мужчинам нечто, не измеряемое деньгами, посеять надежду на то, что они спят с ним потому, что хотят, а не потому что должны (видимо, поэтому в кадре нам ни разу не показывают момент оплаты). Хотя в реальности, как мы знаем, невротика охватывает колоссальная тревога, как только проститутка отказывается брать деньги, говоря, что 'это был подарок' или 'ты мне понравился'. Стоит ему только встретиться лицом к лицо со своим желанием - как его начинает трясти.

Поэтому объект влечения должен быть всегда завуалирован, он может появляться на сцене, которую мужчина разыгрывает с проституткой, будь то жёсткий секс перед зеркалом или продотрядовские песни под гитару. - Невротику необходим это 'брачный танец', некая сцена на которой этот объект появится в репрезентированном виде, в некой максе, как условие сексуальной жизни. Объект влечения не может появляться в чистом виде, он должен быть опосредовано деньгами, должен быть завёрнуто в купюру, только тогда он может выступать как возвышенный объект и не вселять тревогу. Мужчине необходимо платить проститутке (создавать эффект покупки, хотя на самом деле покупают его), чтобы сохранять дистанцию со своим влечением, иначе ему придётся встретиться с тревогой.

Любой невротик нуждается в фантазме о ничем не ограниченном не обузданном и страстном женском наслаждении, ему необходим образ распутницы, которая не знает ни границ, ни приличий. Пусть даже женщину в этой профессии мотивирует нечто совершенно другое, тем не менее, платит он всегда за одно и то же: за возможность передать другому свой объект влечения, и встретить его в замаскированном виде, в форме желания другого.

Дмитрий Ольшанский
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд