Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Точки тела
 
о спектакле Сергея Хомченкова "ГеройIn"
16 декабря 2011


 
  
 

Своей новой работой Сергей Хомченков продолжает исследование темы безумия, поиска границ здоровой и больной ментальности и чувственности, а зачастую и переворачивания диалектики "нормы" и "патологии". Спектакль повествует о молодой человеке-пациенте психиатрической больницы, который рассказывает своим новым друзьям о своей любви. Несмотря на то, что, кажется, это чувство не имеет никаких шансов, пациенты верят в то, что их странные ритуалы и молитвы Богу позволят им перенестись к возлюбленной главного героя.

Спектакль "ГеройIn" показывает, что сумасшедший не такой уж потерянный человек, каким он может рисоваться в воображении обывателя. Напротив, психотик чётко вписан в структуру языка, прописан означающими, инструкциями, прошит текстами, значения которых иной раз не понимает, но которые позволяют ему хоть как-то репрезентировать себя. "Меня Игнатом зовут", - повторяет один из героев, обращаясь то к своему соседу, то произнося это в видео-камеру, то просто обращаясь в пустоту. Так что не понятно даже, с кем он разговаривает в эти моменты, и какой смысл несёт для него это изречение. Имя в данном случае никак не связано с его носителем, в душевном мире психотика слово и образ не совпадают друг с другом.

Психотик не авторизует речь, он не говорит от первого лица, он не говорит с кем-то, но при помощи повторения одной и той же мантры и конструирования бреда он пытается это первое лицо нащупать, протезировать, выговорить. В этом и состоит позитивная работа бреда, на что обращает наше внимание Фройд. Персонажи спектакля не просто несут околесицу, а пытаются в этом крошеве слов найти самих себя: "Нас кормят генно-модифицированными продуктами. Генная индустрия. Я контролирую всё по ночам. Здесь устраивают сходки. Мои люди варят чёрный суп" - Но кто это говорит? Два персонажа поочерёдно выдают этот текст, механически воспроизводят его. Обрывки телевизионных программ, фрагменты медийной речи, подслушанные высказывания врачей, осколки воспоминаний. Эта речь не принадлежит никому из персонажей, которые её произносят, эти розенкранц-и-гильденстерн легко меняются ролями, репликами, личностями. У них не только симптом один на двоих, но и личность.

Целью психотика является нащупать в языке те опоры реальности, которые могли бы создать устойчивую и непротиворечивую картину мира. Этой цели и служит бред, единственным недостатком которого является то, что он рано или поздно натыкается на внутренние неразрешимые противоречия, что чревато развязыванием психоза. Герои спектакля отчаянно пытаются найти то основание реальности и те механизмы воздействия на неё, которые смогли бы определить их место в этом мире. "Если мы будем правильно молиться, то Бог нас обязательно услышит, и сделает, как мы хотим", - говорит один из героев, - "Если мы правильно поставим тумбочку, то она станет алтарём, и мы увидим твою невесту", - продолжает он. Оптимизму этих шизофреников может позавидовать любой негоспитализированный. И они погружаются в поиск этого верного кода, правильного языкового алгоритма, который позволил бы установиться взаимосвязь между вещами и словами, телом и ощущением, реальностью и фантазией, внешним и внутренним. Обычный же человек пользуется тем инструментом, который у него есть, и не задаётся вопросом о его устройстве и других возможных точках сборки своей психической реальности (ведь никакой другой реальности попросту нет). Поэтому в клиниках так эффективна бывает двигательная терапия, поскольку именно она позволяет психотику связать воедино внешнее (музыку) и внутреннее (движение), через вписывание в ритм, овладеть своим телом, найти точки скрепки между слухом, голосом, и мышечными сокращениями - точки ощущения тела. "Я бы устроил в больнице дискотеку, - говорит один из героев, - но такую, где каждый танцевал бы так, как умеет, как будто его никто этом не учил".

Уже первая сцена, в которой герой то ли бежит по шпалам, то ли карабкается по лестнице, то ли танцует в клетке, - он словно вписан в какое-то структурные рамки, бесконечную дорогу однообразных означающих, по которой должен бежать вечно, дабы не проваливаться в психоз. Бессмысленное повторение, кропотливое плетение бреда, бег по шпалам слов и значений, позволяет психотику хоть как-то удерживаться на поверхности реальности. Проблема лишь в том, что язык бесконечен, тогда как психика всё же имеет вои пределы. И в этом неравенстве, несовпадении человека и означающего, и состоит трагедия психотика.

Однако, Сергей Хомченков не только даёт надежды своим героям, но и оправдывает её, позволяя им совершить чудо и прикоснуться к тому мистическому опыту любви, о котором они так мечтали. Финал получился почти в духе Кастанеды: бред сумасшедшего оказался более праведен и действенен, чем так называемый здравый смысл. Сила любви оказывается сильнее безумия, - мог бы сказать экзистенциалист.

Дмитрий Ольшанский
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд