Предыдущая   На главную   Содержание
 
Психо-Эстетический Монтаж
 
РГПУ им. Герцена, Факультут философии человека 2006-07


 
  
 


Программ а спецкурса:


ПСИХО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ МОНТАЖ




Тема 1. Кинематограф в современной культуре
Анализ массовой культуры. Место субъекта в общество наслаждения. Желание другого и формирование принципа реальности.
Видеоматериал: Револьвер (2006), Гай Ричи
Рекомендуемая литература:
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу (1967), статьи: Принцип реальности, Принцип постоянства, Реальность психическая, Я-удовольствие - Я-реальность
- Фрейд З. Бессознательное (1915)
- Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого Я (1921)


Тема 2. Эстетика образа в формировании воображаемого измерения психики
Стадия зеркала и формирование воображаемой оси: Я - это другой. Нарциссизм как завороженность образом другого.
Видеоматериал: Короли и королева (2004), Арно Деплешен
Рекомендуемая литература:
- Лакан Ж. Стадия зеркала (1949)
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу (1967), статьи: Интроекция, Нарциссизм, (Само)отождествление, Стадия зеркала
- Фрейд З. Введение в понятие нарциссизм (1914)


Тема 3. Прошлое как основа субъективации
Субъект бессознательного как субъект истории. История как результат перезаписи в системе памяти. Механизм последействия в становлении субъекта. Историзация прошлого как структурообразующий фактор становления субъекта.
Видеоматериал: Реконструкция (2004), Кристофер Боэ
Рекомендуемая литература:
- Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54)
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу (1967), статьи: Бессознательное, Вытеснение, Представление
- Фрейд З. Заметка о волшебном блокноте (1925)
- Фрейд З. Конструкции в анализе (1937)


Тема 4. Эстетика времени
Время и принцип реальности. Время как продукт желания субъекта.
Видеоматериал: На 10 минут старше. Труба (2004), Вим Вендерс
Рекомендуемая литература:
- Лакан Ж. Семинары. Книга 5: Образования бессознательного (1957/58)
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу (1967), статьи: Принцип постоянства, Принцип реальности, Влечение к смерти
- Фрейд З. Анализ конечный и бесконечный (1937)


Тема 5. Эстетика желания
Желание Другого в символическом порядке. Принцип удовольствия и принцип навязчивого повторения. Структура желания в системе счёта.
Видеоматериал: Отсчёт утопленников (2002), Питер Гринуэй
Рекомендуемая литература:
- Лакан Ж. Семинары. Книга 2: 'Я' в теории Фрейда и технике психоанализа (1954/55)
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу (1967), статьи: Влечение, Желание, Объект, Расщепление Я
- Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия (1920)


Тема 6. Концепции любви
Признание Другого в его различии. Любить - это давать то, чего не имеешь.
Видеоматериал: Натянутая тетива (2005), Ким Ки Дук
Рекомендуемая литература:
- Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54)
- Лакан Ж. Семинары. Книга 11: Четыре основные понятия психоанализа (1964)
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу (1967), статьи: Выбор объекта, Фантазия, Фантазм


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Сознание - Бессознательное
представление - слово
фантазия - фантазм
принцип удовольствия / реальности / постоянства - принцип навязчивого повторения
Бессознательное, Влечение, Повторение, Перенос
Реальное, Символическое, Воображаемое
время - желание - последействие
другой - нарциссизм
влюблённость -любовь

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


а) основная литература:

Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995;
Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. М., 1997;
Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). пер. А.К. Черноглазова. М.: Гнозис / Логос, 1998;
Лакан Ж. Семинары. Книга 2: 'Я' в теории Фрейда и технике психоанализа (1954/55). пер. А.К. Черноглазова. М.: Гнозис / Логос, 1999;
Лакан Ж. Телевидение (1964). пер. А.К. Черноглазова. М.: Гнозис / Логос, 2000;
Лакан Ж. Семинары. Книга 5: Образования бессознательного (1957/58). пер. А.К. Черноглазова. М.: Гнозис / Логос, 2002;
Лакан Ж. Семинары. Книга 11: Четыре основные понятия психоанализа (1964). пер. А.К. Черноглазова. М.: Гнозис / Логос, 2004;
Лакан Ж. Имена - отца (1953). пер. А.К. Черноглазова. М.: Гнозис / Логос, 2006;
Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу (1967). пер. Н.С. Автономовой. М.: Прогресс, 2000;
Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. Т. 1. (1917 / 1933). пер. А.М. Боковикова. М.: Фирма СТД, 2006;
Фрейд З. Толкование сновидений. Т. 2. (1900). пер. А.М. Боковикова. М.: Фирма СТД, 2006;
Фрейд З. Психология бессознательного. Т. 3. (1911 / 1940). пер. А.М. Боковикова. М.: Фирма СТД, 2006;
Фрейд З. Психологические работы. Т. 4. (1905 / 1936). пер. А.М. Боковикова. М.: Фирма СТД, 2006;
Фрейд З. Сексуальная жизнь. Т. 5. (1898 / 1931). пер. А.М. Боковикова. М.: Фирма СТД, 2006;

б) дополнительная литература:

Арабов Ю. Консоль Хичкока // Искусство кино. 1999, ? 8;
Арабов Ю. Грустные заметки о летних впечатлениях // Искусство кино. 1999, ? 12;
Безумие и власть. От редакции философского журнала 'Логос' // Философский журнал Логос. 1999, ? 2;
Блум Х. Страх влияния. Карта перечитывания. Екатерибург: Изд-во Уральского университета, 1998;
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Ad Marginem, 2000;
Брук П. Пустое пространство. М.: Наука, 1976;
Бубенцов К. Приключения мистера Эдипа в стране большевиков // На посту. 1998, ? 2;
Волошинов В.Н. Фрейдизм и современные направления философской и психологической мысли. М.: Прогресс, 1993;
Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Наука, 1987;
Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996;
Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Прогресс, 1996;
Делёз Ж. Кино. в 2 т. М.: Ad Marginem, 2005;
Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. СПб.: Наука, 2001;
Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999;
Жижек С. 'Матрица', или Две стороны извращения // Искусство кино. 2000, ? 6;
Жинкин Н.И. Язык - речь - творчество. М., 1998;
Из истории французской киномысли. М., 1988;
Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993;
Керимов Т.Х. Номадология // Современный философский словарь. М., 1998;
Кино Италии. Неореализм. М., 1989;
Кнабе Г.С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринуэя 'Брюхо архитектора' // Вопросы философии. 1997, ? 5;
Колотаев В.А. Под покровом взгляда. Офтальмологическая поэтика кино и литературы. М.: Аграф, 2003;
Колотаев В.А. Структура зримого в теории поэтического языка Шкловского // Логос. 1999, ? 11/12;
Колотаев В.А. Видимое против говоримого. Антониони и Флоренский // Логос. 2000, ? 2;
Кругликов В. Жесткая зеркальность текста // Логос. 1999, ? 2;
Левин Ю.И. Зеркало как потенциальный семиотический объект // Левин Ю.И. Избранные трды. Поэтика. Семиотика. М., 1998;
Линецкий В. Комплекс кастрации и теория литературы // Риторика. 1995, ? 5;
Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1970;
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972;
Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллинн, 1973;
Лотман Ю.М. Избранные статьи. в 3 т. Таллинн. 1992;
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992;
Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллинн, 1994;
Маяцкий М. Некоторые подходы к проблеме визуальности в русской философии // Логос. 1994, ? 6;
Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика. М., 1983;
Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Значение текста как внутренний образ // Вопросы психологии. 1997, ? 3;
Новиков Д.В. Деконсткурция мимезиса. (Часть 1. Невозможный апокриф Лаку-Лабарта) // Логос. 1999, ? 2;
Пазолини П.П. Из статьи 'Замечания по поводу плана-эпизода' // Киносценарии. 2000, ? 3;
Парамонов Б. Конец стиля. М., 1997;
Петровская Е. Осаждённые ритмом // Искусство кино. 1999, ? 11;
Подорога В.А. Кафка. Конструкция сновидений // Логос. 1994, ? 5;
Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию (материал лекционных курсов 1992 - 1994 годов). М., 1995;
Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М. Пруст, Ф. Кафка. М, 1995;
Подорога В.А. Блокбастер // Искусство кино. 1999, ? 1;
Подорога В.А. Мимезис // Логос. 1999, ? 2;
Подорога В.А. Молох и Хрусталёв // Искусство кино. 2000, ? 6;
Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. СПб.: Machina, 2004;
Руднев В.П. Морфология реальности. М., 1995;
Руднев В.П. Поэтика деперсонализации // Логос. 1999, ? 11/12;
Руднев В.П. Прочь от реальности. М., 2000;
Руднев В.П. Язык и смерть // Логос. 2000, ? 3;
Рыклин М. Искусство как препятствие. М., 1977;
Савельев И., Полетаев А. История как знание о прошлом // Логос. 2000, ? 2;
Сафронов-Антомони В. Индустрия наслаждения // Логос. 2000, ? 4;
Секацкий А.К. Фотоаргумент в философии // Октябрь. 2000, ? 3;
Ткаченко Ф. Основания феноменологии парафилии // Логос. 1998, ? 1;
Тхостов А. Болезнь как семиотическая система // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1993, ? 1;
Тхостов А. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования) // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1993, ? 2;
Улыбина Е.В. Обыденное сознание: структура и функции. Ставрополь, 1998;
Улыбина Е.В. Страх и смерть желания. М.: Модерн - А, 2003;
Финк Э. Проблем человека в западной философии. М., 1988;
Флоренский П.А. Обратная перспектива // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Т. 2. М., 1990;
Флоренский П.А. Магичность слова // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Т. 2. М., 1990;
Флоренский П.А. Иконостас: избранные труды по искусству. СПб., 1993;
Фуко М. Герменевтика Субъекта (выдержки из лекций в Коллеж де Франс 1981 - 1982) // Социо -Логос. Вып. 1, 1991;
Фуко М. Жизнь: опыт и наука // Вопросы философии. 1993, ? 5;
Фуко М. Забота об истине (беседа с Ф. Эвальдом) // Вопросы методологии. 1994, ? 3-4;
Фуко М. Археология знания. Киев, 1996;
Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996;
Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997;
Фуко М. Рождение клиники. М., 1998;
Цапкин В.Н. Семиотический подход к проблеме бессознательного // Бессознательное. Новочеркасск, 1994;
Черноглазов А.К. Разбитое зеркало // Логос. 1999, ?2;
Шкловский В.Б. Тетива. О несходстве сходного. М.: Наука, 1970;
Шкловский В.Б. Гамбургский счёт: статьи- воспоминания - эссе (1914 - 1933). М., 1933;
Эко У. Зеркала // Метафизические исследования. Вып. 11. СПб., 1999;
Якобсон Р. К вопросу о зрительный и слуховых знаках // Семиотика и искусствометрия. Современные зарубежные исследования. М., 1972;
Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996;
Ямпольский М. Эксперименты Кулешова и новая антропология актёра // Ноосфера и художественное творчество. М., 1991;
Ямпольский М. Память Тиресия. М., 1993;
Ямпольский М. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. М., 1993;
Ямпольский М. Демин и лабиринт. М.: НЛО, 1996;
Ямпольский М. Кино без кино // Искусство кино. 1998, ? 6;
Ямпольский М. Исчезновение как форма существования // Киноведческие записки. 2000, ? 44;
Ямпольский М. Наблюдатель. Очерки истории видения. М., 2000;

Agamben G. Stanzas: Word and Phantasm in Western Culture. Minneapolis - London: University of Minnesota Press, 1993;
Damish H. L'origine de la perspective. Paris: Flammarion, 1993;
Delluc L. Ecrits cinematographique I. Cinema et les cineastes. Paris: Cinematheque francaise, 1987;
De Certeau M. The Writing of History. N.Y.: Columbia University Press, 1988;
De Man P. Blindness and Insight. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1983;
Derrida J. How to Avoid Speaking: Denials. // Language of the Unsayable. The Play of Negativity in Literature and Literary Theory. Ed. by Sanford Budick and Wolfgang Iser. N.Y.: Columbia University Press, 1989. P. 3 -70;
Derrida J. Memoirs of the Blind: The Self- Portrait and Other Ruins. Chicago - London: The University of Chicago Press, 1993;
Didi-Huberman G. Invention de l'Hysterie. Charcot et l'iconographie photographique de la Salpetriere. Paris: Macula, 1982;
Didi-Huberman G. Photography - Scientific and Pseudoscientific // History of Photography: Social and Cultural Perspectives. Ed. by J.-C. Lemagny and A. Rouille. Cambridge: Cambridge University Press, 1987;
Dixon W.W. Straight: Construction of Heterosexuality in the Cinema. N.Y.: SUNY Press, 2003;
Dixon W.W. The Second Century of Cinema. N.Y.: SUNY Press, 2000;
Foster G. Performing Whiteness: Postmodern Re/Constructions in the Cinema. N.Y.: SUNY Press, 2003;
Gandelman C. Reading Pictures, Viewing Texts. Bloomington - Indianapolis: Indiana University Press, 1991;
Jameson F. Postmodernism o the Cultural Logic of Late Capitalism. Durham: Duke University Press, 1991;
Natoli J. A Postmodern Reader. N.Y.: SUNY Press, 1993;
Natoli J. Speeding to the Millenium: Film and Culture 1993 - 1995. N.Y.: SUNY Press, 1998;
Natoli J. Postmodern Journey: Film and Culture 1996 - 1998. N.Y.: SUNY Press, 2001;
Traingulated Vision: Women in Recent German Cinema. Ed. by Ingeborg von Zadow and Ingeborg Majer O'Sickey. N.Y.: SUNY Press, 1998;
Picart C.J. The Remaking of Frankenstein Myth on Film: Between Laughter and Horror. N.Y.: SUNY Press, 2003;
Williams T. Structure of Desire: British Cinema, 1939 - 1955. N.Y.: SUNY Press, 2000;
Zavarzadeh M. Seeing Film Politically. N.Y.: SUNY Press, 1991;

Составитель программы:
Дмитрий Ольшанский
тел.: 8 911 988 922 1
e-mail: olshansky@hotmail.com
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд