Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Три скорби и одна депрессия

 
о фильме Йоакима Триера 'Громче, чем бомбы'


 
  
 




Фильм представляет нам три сценария переживания скорби. Популярный фотограф Изабель Рид кончает жизнь самоубийством, подстраивая свою автокатастрофу, у неё остался муж и двое сыновей, каждый из который по-своему переживает эту утрату и создают свой собственный симптом скорби.


Отчуждение. Конрад
Младший сын Изабель подросток Конрад просто не находит средств и способов поговорить о своём горе, тем более, когда понимает, что от него скрывают правду о самоубийстве матери. Когда же он встречает навязчивые и неловкие попытки отца поговорить по душам, он ещё больше замыкается в своём отчуждённом мире, где играет и компьютерные игры и ведёт дневник, который никому не даёт читать. Взрослые, которые идут с ним на контакт, кажется ему лицемерными и неискренними, поэтому он всегда реагирует довольно агрессивно и отвечает им пропорциональной ложью. Когда отец видит его одиноко сидящего на площадке и набирает его по мобильному, Конрад отвечает, что он с тусуется друзьями. Затем, замечая слежку отца, он идёт на кладбище и падает на могилу совершенно постороннего человека, чем приводит отца в ещё большее замешательство. То есть на ложь взрослых, которые умалчивают об истинных причинам смерти матери, дабы не травмировать ранимую подростковую психику, Конрад отвечает тем же самым: он изображает скорбь. Симптом его явно протестного характера. 'Вы все мне врёте, - словно говорит он окружающим, - так и я отплачу вам той же монетой'. Когда же в финале фильма Конрад случайно читает в газете о том, что мать его на самом деле покончила с собой под видом автокатастрофы, он весьма легко воспринимает эту информацию, словно именно это он всегда и хотел услышать. Это не только не ранит его, а напротив, приносит облегчение и снимает напряжённость в отношениях со старшими. На следующий день с укором бросает отцу: 'Неужели нельзя было просто не это сказать?' Действительно, вопрос неоднозначный: стоит ли говорить детям о самоубийстве близких и обо всём том, для чего даже у взрослых нет ни вразумительного объяснения, ни психических механизмов справиться с такой утратой. Тем не менее, в случае Конрада, его симптом отчуждения легко проходит, как только он получает доступ к информации, которую от него скрывали. Знание лечит, но только в исключительных случаях. Со всеми остальными персонажами ситуация намного сложнее.



Симптом-партнёр. Джона
Старшего сына Изабель мы видим уже в первых кадрах фильма, когда он сам становится отцом. Уже с первых моментов мы видим, как не ладятся его отношения с женой: она нарочито перечит ему, пререкается по пустяками, и он, пользуясь предлогом сходить за едой, покидает свою жену, а потом и вовсе уезжает в дом родителей, чтобы 'привести дела в порядок' и 'поговорить с братом'. Ничего удивительного, что отношения с матерью своего ребёнка у него не ладятся, коль скоро с его собственной матерью конфликт не проработан. Фактически Джона возвращается домой именно для того, чтобы расследовать эту семейную историю и самому себе ответить на вопрос о причинах трагедии. Несмотря на то, что он старший сын, посвящённый в семейную тайну, и он хочет держаться более уверенно и быть примером и опорой для брата меньшого, тем не менее, внутреннего ответа на вопрос о самоубийстве матери у Джоны нет, и это вселяет в него тревогу. Именно поэтому он не хочет возвращаться к своей жене, матери своего ребёнка, использует любые предлоги, чтобы не отвечать на её звонки, обманывает её относительно своих планов. Вполне логично, что сам он не может вступить в права отцовства, пока не будет разрешён конфликт с его собственной матерью. Ещё в роддоме он случайно встречает свою бывшую подружку, которая только что потеряла мать. Логично предположить, что идентификация с ней вновь возрождают в нём влечение, и у них происходит мимолётный роман, скорее с целью пережить общую скорбь. А что ещё может быть причиной влечений, как ни скорбь по чему-то утраченному? Адюльтер, на который он идёт, выглядит скорее как попытка найти кого-то похожего, с кем можно было бы разделить свои чувства. Покольку ни с отцом, ни с братом, ни тем более со своей женой, он рта раскрыть не смеет. В результате своего расследования он находит доказательства того, что мать изменяла отцу, и это тоже становится предметом недомолвок и семейных тайн. Он уничтожает единственный компрометирующий снимок и ничего не говорит о своих подозрениях отцу. С этих пор Джона должен скрывать как собственный адюльтер, так и измену своей матери. Этот выход совсем не похож на решение проблемы, скорее на её отыгрывание. Джона нашёл свою бывшую девушку, с которой их объединяет общее горе, но быть с ней и оставаться в отношениях симптом-партнёра он не может и вынужден вернуться к своей жене и новорожденному сыну. В финале фильма отец почти принудительно отвозит его к его семье. Поэтому мы не можем сказать, что симптом Джоны нашёл хоть какое-то разрешение, а работа скорби была завершена окончательно.

Вина без покаяния. Джин
Муж Изабель, Джин Рид - единственный человек во всей этой истории, который пытается разобраться в случившемся, а не просто выстроить защиту от неудобной и травмирующей информации. Во-вторых, он единственный, кто пытается осознать свою роль в случившемся и проработать не только скорбь, но и свою вину по поводу произошедшего. Поэтому его задача сложно вдвойне. А кроме этого приходится сохранять покерфэйс перед сыновьями, с каждым из которых у него складываются непростые отношения. Джин здесь наиболее сложный персонаж, на которого устремлено всеобщее внимание и который должен развязывать весь клубок сложившихся недомолвок, лицемерия, вины, тревоги и скорби. Мы знаем, что он оставил профессию для того, чтобы заниматься домом и воспитывать детей, пока Изабель находится в длительных заграничных командировках, и не упускал ни одного случая, чтобы напомнить ей об этом, а свою профессиональную нереализованность представить как жертву во имя карьеры жены. Судя по всему, Джин осознаёт, что все эти упрёки и его обида могли усугубить и без того подавленное состояние Изабель. Но в его распоряжении нет никаких механизмов, чтобы проработать свои симптомы: ни с одним из сыновей он не может поговорить откровенно, любовница, которую он заводит, исполняет исключительно формальные функции, и роль спутника не претендует, коллега Изабель, с которым Джин встречается и беседует, тоже мало поддерживает его. Словом, в отличие от остальных героев, которые хоть что-то могут сделать со своей скорбью, разделить свои переживания с кем-то, Джин кажется наиболее загнанным и подавленным. А состояние его можно идентифицировать как углубляющуюся депрессию. Что он будет с ней делать? Как будет он поступать со своим чувством вины? Как будет проходить его работа скорби? - об этом киноповествование умалчивает.

Депрессия. Изабель
Наконец, стоит обратить внимание и на тот симптом, который запустил всю цепочку событий - депрессию главной героини, приведшую её к суициду. Как мы может полагать, симптом её возникает из раскола между социальными требованиями и личными чувствами: формально она имеет семью, детей, благосостояние, мужа-актёра, любовника-красавца, профессию, карьерный рост, самореализацию, самоактуализацию, все её потребности удовлетворены и, согласно психологическим нормативам, её жизнь на вершине пирамиды маслоу должна быть тотально счастливой. Но не тут-то было. Отсутствие каких-либо чувств и привязанностей ко всем этим формальным фетишам заставляет её избегать семьи, уходить в работу и отказывать себе в каких-либо отношениях с кем бы то ни было. Эту пустоту она пытается компенсировать профессиональной активностью, сменой мест, жаждой впечатлений и новых знакомств. Сновидение, которое она обсуждает с мужем, показывает нам не только отчуждение между супругами, отсутствие какие-либо чувственных связей между ними, но и эмоциональную замороженность самой Изабель. Она не просто ничего не испытывает к мужу или к детям или к своему любовнику, а вообще ничего не испытывает. Именно эта пустота чувств в сочетании с формальной самореализованностью и чего-ещё-желать-женским-счастьем и становится причиной её депрессии. Изабель лучшим образом демонстрирует нам, что счастье - это королевская дорога к депрессии. Единственный выход, который она находит из этого расщепления между внешним успехом и внутренней пустотой - подсказывает её профессия.

Дмитрий Ольшанский
психоаналитик
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд