Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Мир без желаний
 
о фильме Бенжамина Гуеди
Правила жизни французского парня (2014)


 
  
 

Три главных героя демонстрируют нам три способа отношений с желанием:

Соглашение
Девушка Анни полностью встроена в систему потребления и почти наизусть повторяет капиталистические мантры о том, что нужно ставить перед собой цели, добиваться успеха, много работать и только тогда ты сможешь всего добиться и исполнить все свои мечты. Она живёт чужими желаниями. Поэтому, естественно, не получает от жизни никакого удовольствия. Она симпатизирует Себастьяну, но так и не решается сказать ему об этом или намекнуть о своих чувствах, вместо этого она заводить формальный роман с гитаристом из ближайшего клуба. Весь её мир сведён требованиям, порядку, системе, и выстроен таким образом, чтобы она не встречалась со своими желаниями, поэтому у неё даже повода нет, как-то дать понять Себастьяну, что между ними что-то может быть. Лишь в финале картины Анни признаётся Себастьяну в своих чувствах, говоря уже с упрёком: 'Ты так ничего и не понял, а сейчас уже поздно что-либо предпринимать'.

Симуляция
Брюно демонстрирует нам другой сценарий отношения с желанием: он пытается обмануть капиталистическую систему. Он делает вид, что играет по правилам, но постоянно жульничает. Устраивается на работу, но либо оказывается совершенно не пригоден для неё, либо увиливает от неё, либо пускается в какие-то авантюры, которые тут же ставят крест на его карьере. Так, например, однажды он устраивается сторожем в зоологический музей и решает погулять по нему ночью в трусах. В эту самую ночь он не только встречается с грабителями, которые лишь потешаются над горе-охранником, так ещё, как назло, и камеры видеонаблюдения фиксируют все безумства Брюно, и на этой работе он тоже не задерживается дольше одного дня. Брюно пытается симулировать подчинение системе: он делает вид, что вроде бы работает, но, в то же время, не желает участвовать в капиталистической гонке за успехом. Он постоянно пытается просчитать систему и обмануть её, но она оказывается умнее, и Брюно постоянно попадает впросак, его ухищрения всегда обнаруживаются и все его планы на получение халявы терпят крах.

В отношениях с девушкой он тоже ограничивается лишь ролью предмета, даже не пытаясь создать каких-то межличностных отношений. Он просто читает её дневник и просто делает всё, что там написано. Она пишет: 'парни, которые пьют через соломинку, так сексуальны', и он просто начинает пить пиво через соломинку. И здесь снова Брюно пытается соответствовать формальным требованиям, даже не стараясь узнать, что за человек Анни, чего он хочет от него, и кем он для неё является.

Отрицание
Наконец, Себастьян, который даже не пытается заигрывать с системой и не изображает из себя правильного парня, он открыто декларирует, что не хочет нигде работать, не желает ничего производить и намерен жить за счёт общества. Он полагает, что достиг наивысшей точки своего развития и дальше ему остаётся либо оставаться на высшей точке священной атараксии, либо деградировать и разменивать свою жизнь на карьеру, отношения, зарабатывание денег, покупку товаров, ипотеку, погоню за призраками счастья. Даже волосы не растут на его голове, потому что достигли максимально возможной длинны. Удивительным образом, чиновник из службы занятости встаёт на сторону Себастьяна и обеспечивает ему социальное пособие без каких либо условий и требований поиска работы. Наш герой с лихвой пользуется удачным стечением обстоятельств и начинает прожигать жизнь в лености, чтении книг, поедании чипсов, лежании на диване и праздными прогулками по улицам, пока однажды ему не выписывают штраф за нарушение общественного порядка. 'Но я же ничего не делал' - парирует Себастьян. 'То-то и оно, - отвечает полицейский, - ничего не делать - это уже вызов обществу'. Себастьян предстаёт перед нами как человек, лишённый желаний. И тем самым человек неудобный и опасный с точки зрения обывателя.

Однако такой радикальный образ жизни у Себастьяна не получается вести долго, и рано или поздно система его тоже засасывает. Сперва он идёт на сделку со своей совестью и всё-таки начинает работать на телевидении, где влюбляется в девушку на экране. Потом он идёт работать в магазин постелей, оправдывая себя тем, что ему нравится весь день лежать и уж тут-то он вовсе и не работает. Хотя кого он обманывает? Дальше он катится по наклонной плоскости: становится старшим продавцом, потом начальником и в итоге хозяином салона элитных кроватей, и сам превращается в тот винтик системы потребления, которую он так презирал ещё в начале фильма. Жизненная философия Себастьяна терпит полный крах: он не только становится рядовым представителем рядового бизнеса, находит рядовую женщину, заводит с ней рядового ребёнка, но ещё и считает, что это его собственный выбор и он пришёл именно к тому чего хотел. Идеальной потребитель.

В финале картины Себастьян приходит к тому, с чего начинала Анни: он становится позитивным, успешным менеджером с пластиковой улыбкой, который искреннее верит в идеологию капитализма и слово в слово повторяет слова Анни про достижение целей и самореализацию и искренне считает, что смысл его жизни - продавай кровати и кормить свою семью. Парадоксально, что только плывя по течения внутри толпы, он, наконец, начинает думать, что нашёл себя и обрёл смысл жизни. Такова злая ирония режиссёра: как не изгаляйся - всё равно мартица тебя поглотит. Что ты там себе не придумывай, ты всё равно станешь клеточкой людской массу. Никто не сможет избежать рядового заурядного счастья. - Такова мораль фильма.

Получается почти чеховская трагедия: сколько не мечтай поехать 'в Москву, в Москву' - всё равно будешь собирать крыжовник и варить из него варенье. Сколько бы ты ни планировал жить своей собственной жизнью, всё равно ты превратишься в рядового, успешного, довольного, счастливого карьериста, семьянина и папашу. Но если для Чехова маленький человек был жалок и убог даже на фоне всех своих несбыточных прожектов и мечтаний, то для Гуеди он становится героем. Идея его фильма заключается в том, что нечего жалеть о своей уникальности, живи как все и делай то, что тебе говорят, и будь счастлив. То, что для классического театра было человеческой трагедией, для общества потребления стало предметом мечтаний.

В картине Гуеди можно увидеть памфлет на современный мир капитализма, где часть людей искренне верят, что товарный фетишизм и карьерный рост смогут наполнить каким-то смыслом их пустую жизнь, другие предпочитают роль двоечников, у которых никогда ничего не получается, но они убеждают всех окружающих в том, что искренне стараются, а третьи сознательно выбирают путь социального трутня, которым пиво и футбол оказывают неоценимое подспорье в их жизненной философии безделья. Но ни у кого из этих людей в действительности нет своих собственных желаний: одни живут тем, что предлагает им система потребления, другие всю жизнь ищут себя, но путаются в трёх соснах, и так ничего и не находят, третий - честно признаётся, что ничего не хотят, не умеют и не будут делать. Но и им не лучше, потому что и они ощущают себя отбросами системы. У людей нет своих желаний. Поэтому им удобнее жить в иллюзиях и пользоваться чужими трафаретами. - Вот о чём говорит нам Бенжамин Гуеди в своём фильме.

Дмитрий Ольшанский
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд