Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Лакан и Теология:
Идея Бога в психоаналитической теории Лакана
 
 
  
 


I. ОНТОЛОГИЯ: СУБЪЕКТ И ДРУГОЙ
Лекция 1. "В начале было слово". Человек как результат речи

Онтология психоанализа катается в том числе и вопроса происхождения человека. В ответе на него психоанализ не присоединяется ни к дарвинизму, поскольку чисто биологическими причинами генезис объяснить невозможно. Становление человека всегда опосредовано означающим, дарованными от Другого (в котором ряд исследователей склонны видеть Бога). В семинаре 1964 года Лакан говорил, что "субъект представляет собой совокупность воздействий оказанных на него речью другого". В этом смысле, человек является результатом символической деятельности, и ведёт свою историю от символического мира.
- Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в бессознательном (1953). М.: Гнозис, 1995;
- Лакан Ж. Инстанция буквы, или судьба разума после Фройда (1957). М.: Русской психоаналитическое общество / Логос, 1997;
- Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа (1964). М.: Логос/Гнозис, 2004;


Лекция 2. Бог и Большой Другой: символический статус желания
Часто трансцендентальную инстанцию Большого Другого отождествляют с более традиционным понятием Бога, дарующего идентичность, признающего статус субъекта и являющегося незримым свидетелем и опорой человеческих желаний. Однако такое сопоставление не вполне оправдано, поскольку (1) Другой не является наделённой волей персоной, инстанция Другого сопоставима скорее с принципом Дао, чем с личностью Бога; (2) Другой не является общечеловеческой инстанцией, возникновение Другого в психическом мире субъекта всякий раз уникально; (3) Другой не является идеалом, напротив, его радикальная инаковость вносит расщепление в идеал.
- Лакан Ж. "Я" в теории Фройда и технике психоанализа (1954/55) М.: Логос/Гнозис, 2000;
- Miller J.-A. Religion, Psychoanalysis // Lacanina ink. No. 23, 2003;
- Zornberg A. Genesis: The Beginning of Desire. Philadelphia: Jewish Publication Society, 1995;


Лекция 3. Закон и вера: функция Отца
Закон имеет силу не благодаря опоре на авторитет, а благодаря тому, что он носит трансцендентный характер. Иными словами, он опирается не на воображаемую идентификацию (и держится на страхе или поощрении), а являясь бессознательной структурой, закон поддерживается функцией Отца, как говорит Лакан. Это отлично понимает Моисей, когда разбивает скрижали завета с тем, чтобы они не становились реликвией и не отождествлялись с буквой законом. Равным образом и вера существует не благодаря чудесам и доказательствам бытия Бога, а благодаря этому трансцендентному закону Отца.
- Лакан Ж. Имена-Отца. М.: Логос/Гнозис, 2004;
- Ольшанский Д.А. Между двух Отцов // журнал "60 параллель", ? 4 (39), 2010. С. 96-101;
- Фройд З. Человек Моисей и монотеистическая религия. М.: Академический проект, 2007;


Лекция 4. Грех и желание
Апостол Павел говорит о том, что грех появился в связи с запретом, поскольку запрет назвал, обозначил грех, и тем самым ввёл его в регистр желания. Запрещаемое всегда становится желанным ещё и потому, что бессознательное не знает частицы "не", и запрет "не убий" воспринимается как требование. Аналогичным образом, Лакан рассуждает о желании, которое взяло начало с запрета, положенного отцом. Именно кастрация создаёт желающего субъекта, поскольку отделяет от него объект влечения.
- Послание к Римлянам
- Бенджамин А. Братоубийство - интерпретация библейского сказания о Каине и Авеле // Психоаналiз. Часопис, ? 2, 2005. - С. 1119-123;
- Лакан Ж. Этика психоанализа (1959/60). М.: Логос/Гнозис, 2006;
- Краймер Э. Лё, Аль, Эйн (Амтривалентность отрицания) // Психоаналiз. Часопис, ? 1, 2008. - С. 128-133;



II. ЭТИКА: ЖЕЛАНИЕ БОГА
Лекция 5. "Если Бога нет..." от Достоевского до Лакана

Лакан находит клиническое измерение этого тезиса: субъект нуждается в идее Бога как инстанции поддержки желания. Поскольку Бог существует, следовательно, я могу быть прощён, искуплён. Вопреки мысли Достоевского - "Если Бога нет, то всё позволено" - Лакана делает прямо противоположное заключение: "Если Бога нет, то не позволено вообще ничего", поскольку отсутствует именно та инстанция желания и ответственности, которая так необходима невротику. Если Бога нет - то и желания не существует.
- Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М.: Художественная литература, 1985;
- Лакан Ж. Работы Фройда по технике психоанализа (1954/55). М.: Логос/Гнозис, 1999;


Лекция 6. Желание и наслаждение Бога
За требованием, которое сформулировано в 10 заповедях, кроется желание Бога. Поэтому многие христианские богословы задавались вопросом не о том, как соблюдать эти заповеди, а о том, чего хотел Бог, когда требовал от человека покорности и исполнения заведомо неисполнимых заповедей. По мнению Лютера, человек греховен настолько, что не может не нарушать заповедей, стало быть промысел Бога лежит не в плоскости буквального следования Священному писанию. Равно и Лакан задачу аналитика видит в том, чтобы за запросом о помощи находить желание, как бы невротик не стремился свести его к требованию.
- Лакан Ж. Имена-Отца. М.: Логос/Гнозис, 2004;
- Лютер М. Катехезис. Христианское учение. Лахти: Издание Финляндской Церкви, 1992 ;
- Lacan J. Kant avec Sade // Ecrits. P.: Seuil, 1966;


Лекция 7. "Любить - это давайть то, чего не имеешь" от Св. Фомы к Лакану
Касаясь темы любви Лакан ссылается на спор Св. Фомы и Гийома де Сент-Амур, утверждав-ший, что любовь к поискам собственного блага сводиться не может. То есть любовь не исчерпывается нарциссическим благом (в отличие от влюблённости), но направлена на бытие Другого. Поэтому отношение к Богу - исключающее личное удовольствие - является не сублимацией чувств к отцу, а, напортив, структурным отношением к Другому, одним из воплощений которого может быть отец. Квинтэссенцией этой идеи стал собственный тезис Лакана: "любить - это давать то, чего имеешь".
- Бенеидкт XVI. Бог есть любовь. Гатчина: Типография Селезиансого Центра, 2006;
- Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа (1964). М.: Логос/Гнозис, 2004;
- Фрейд З. О либви в переносе // Работы по технике психоанализа. М.: Академический проект, 2008;
- Harrari R. Lacan"s Four Fundamental Concepts of Psychoanalysis. London: Other Press, 2004;
- Lacan and Love. Ed. Renata Salecl, spefial issue of New Formation, Vo. 23, 1994;


Лекция 8. Прикосновение к священному: мистика и психоанализ
Хотя Фройд не был религиозным человеком, он полагал, что мистика и психоанализ преследуют одну и ту же цель. Обе практики пытаются символизировать влечение к смерти, приобщиться к опыту трансцендентного и совершить инверсию субъективности. Различие состоит лишь в том, что психоаналитик не позволяет захватить себя этому потустороннему опыту, он не проваливается в наслаждение потусторонним опытом, как это делает юродивый или мистик.
- Лакан Ж. Тревога (1962/63). М.: Логос/Гнозис, 2010;
- Kristeva J. La Seduction mystique // Le Monde, 2/12/2010;
- Lacan L. Encore. P.: Seuil, 1973;



III. КЛИНИКА: ВЕРА И ЗНАНИЕ
Лекция 9. "Любой психоаналитик - верующий человек"

В анализе всегда задействованы, как минимум, три инстанции: аналитик, пациент и Другой, по отношению к котором каждый из участников занимает своё место. Вопрос о статусе Другого в анализе тесно связан с вопросом переноса и контр-переноса, с тем, каким образом аналитик связан с Другим: во что он верит? какие границы и порядок он поддерживает? наконец, чего он хочет в анализе? - это ключевые вопросы для аналитической клиники, поскольку именно вера аналитика направляет движение анализа.
- Лакан Ж. Имена-Отца. М.: Логос/Гнозис, 2004;
- Dunlop A. Lacan on Religion. London: Equinox, 2011;


Лекция 10. Субъект сомнения. Настоящее одной иллюзии
Фройд полагал, что религия поддерживается благодаря обцессивным ритуалам, которые позволяет невротику поддерживать иллюзию связи (re-ligio) с абсолютом и защищаться от вторжения тревоги. Однако в современном мире религия тоже стала исполнять роль тревожащего фактора: она привносит сомнение в герметичный мир выстроенного знания и целостного мировоззрения, она ставит такие вопросы, на которые у современного человека нет однозначного ответа. Религия перестала быть формой обцессивного невроза, а верующий человек является не субъектом уверенности, а субъектом сомнения.
- Фрейд З. Будущее одной иллюзии. М.: АСТ, 2009;
- Лакан Ж. Изнанка психоанализа (1969/70). М.: Логос/Гнозис, 2008;
- Reinhard K., Lupton R.J. The Subject of Religion: Lacan and the Ten Commandments // Dialectics, No. 33, 2003. P. 71-97;


Лекция 11. Исповедь и аналитический сеанс. Этика и нейтральность
Воспринимать другого, который ничем не похож на тебя самого, можно лишь тогда, когда ты относишься к нему безлично, нейтрально. Этика предполагает незаинтересованность, поскольку только так можно дать место для инаковости другого, только так пациент сможет увидеть границы собственной субъектности и понять логику работы своего бессознательного, динамику её становления. Поэтому и аналитик никогда не даёт то, что от него требуют, таким образом переводя отношения в поле желания и его нехватки, то есть в область бессознательного.
- Фрейд З. Психоаналитиеская техника // Работы по технике психоанализа. М.: Академический проект, 2008;
- Ольшанский Д.А. Нейтральность как этическая позиция психоаналитика // Психологическая газета, 1/09/2010;


Лекция 12. Аналитическая школа между семьёй и церковью. Дидактический анализ как рукоположение?
Психоаналитический организации никогда не были были устроены по принципу профессионального сообщества, цеха, или университета, они всегда напоминали семью с необходимыми генеалогическими связями (эталоном считается, когда аналитик твоего аналитика был пациентом Фройда) или церковное устройство с аналогом рукоположения. Однако дидактический анализ имеет целью не столько преемственность традиции, сколько проработку собственного симптома. В дидактическом анализе пациенту передаётся не некая полнота знания или вышняя благодать, а напротив, пустота, вокруг которой и вращается анализ. Пустота отсутствия Другого, которую вряд ли можно назвать наследием.
- Гранов В. Filiationы: Будущее Эдипова комплекса. СПб.: ВЕИП, 2001;
- Ольшанский Д.А. О чём говорит имя Лакана? // Психологическая газета, 12/01/2011;
- Chraibi S. Jacques Lacan, "docteur d"Eglise" au service de la psychanalyse. P.: Guibert, 2001;



IV. РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ В КЛИНИЧЕСКИХ СЛУЧАЯХ
Лекция 13. Даниэль Пауль Шребер: "Бог требует наслаждения"

Шребер создаёт свою собственную идею Бога, Бога который сводится к совокупности требований, а промысел его в мире состоит в том, чтобы требовать чистоты и нравственности от своих праведников. В паранойяльном бреде Шребера Бог быстро становится преследующей фигурой и субъектом заблуждения, поскольку Бог Шребера всегда имел дело только с умершими людьми, и следовательно он ничего не знал о людях живых.
- Фройд З. Психоаналитические заметки об одном автобиографическом случае паранойи (dementia paranoides) // Знаменитые случаи из практики. М.: Когито-Центр, 2007;
- Melman C. Les paranoias. Seminaire 1999-2001. Paris: A.L.I., 2003;
- Oliveira P. Freud et Schreber. Les sources ecrites du delire, entre psychose et culture. P.: eres, 1997;
- Legendre P. Lecons VII. Le desire politique de Dieu. Etude sur les montages de l'Etat et du Droit. P.: Fayard, 1988;


Лекция 14. Сергей Панкеев "Есть ли у Бога тело?"
Панкеев предельно материализует Бога, при этом лишает его желания. В его стремлении обозвать Бога можно видеть не только унижение отцовской фигуры, но и попытку как-то материализовать того, кто не имеет образа и чьё имя нельзя произносить вслух. Он прилагает тщетные усилия найти эквивалент для него среди вещей, обозначить его присутствие в горизонте материального мира, лишить его загадки, трансцендентного статуса. Панкеев отринул символический закон в пользу порядка воображаемого, и забывает, что Бог существует так, как если бы его не было, его закон не поддаётся формулировке.
- Фройд З. Из истории одного инфантильного невроза // Знаменитые случаи из практики. М.: Когито-Центр, 2007;
- Ольшанский Д.А. Wolsmann: Метонимии психотического языка // Филологические записки. Вестник литературоведения и языкознания. No. 26, 2007. - С. 198-212;


Лекция 15. Вацлав Нижинский "Клоун Божий"
В центре фантазма Нижинского находится женский образ, в котором соединяются и авторитарная мать, заставлявшая его заниматься по много часов в сутки, и икона всеблагой Богородицы. Поэтому мысль стать женщиной для Бога, объектом его наслаждения, становится не только опорной точкой его бреда, подталкивает его к гомосексуальному опыту, но является и основанием его эстетики и мистической доктрины.
- Нижинский В. Чувство. Тетради. М.: Вагриус, 2000;
- Ольшанский Д.А. Нижинский: Pas a la femme
- Stanciu-Reiss F. Ecrits sur Nijinsky. Montreal: Editions Chiron, 1993;


Лекция 16. Тереза Авильская "Божественная эротика"
Кристева считат наслаждение основой религиозного опыта; прикосновение субъекта к этому до-символическому женскому(материнскому) наслаждению и является не только источником для психического становления субъекта, но и инъекцией культуры. Именно благодаря этой материнской страсти человек и входит в символический порядок, мистическое женское наслаждение вводит в его психический мир трансцендентное измерение. Случай Терезы Авильской является примером этого женского наслаждения, лишённого физической эротики.
- Св. Тереза Авильская. Внутренний замок. Истина и Жизнь, М., 1992;
- Hirvonen A. Between Signifier and Jouissance - Lacan and Teresa // Sexuality and Psychoanalysis. Leuven: Leuven University Press, 2010 - P. 199-214;
- Kristeva J. Therese mon amour. P.: Fayard 2008;



Cоставитель:
Дмитрий Ольшанский
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд