Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Работа с переносом в клинике психоанализа
 
 
  
 



Работа с переносом

Количество часов: всего - 32, аудиторных - 16

I. ЦЕЛИ

Современное развитие психоаналитической мысли предполагает постоянное обращение к основным понятиям, реструктурирование аналитического словаря на основе работы с клиническим материалом. Целью этого обращения является не только анализ учений отдельных авторов, но и определение общего развития в теории и практике психоанализа. Поэтому одной из основных задач психоанализа остаётся осмысление истоков клинического опыта, а также в определении основных этапов его развития. Проблема переноса звучит в данном случае предельно актуально, ибо постоянная рефлексия и обращение лакановского психоанализа (как в лице континентальных аналитиков, так и в лице латиноамериканских школ) к основным понятиям является неслучайной. Так или иначе, концепции переноса уделяется значительное внимание почти во всех влиятельных лакановских школах современности. Приведённых условий вполне достаточно для того, чтобы обосновать актуальность исследования с точки зрения его современности и своевременности.

Целью данного курса является:

Научить студентов специфике аналитической работы с переносом, обозначить теоретические предпосылки и клинический горизонт этой работы; выработать способность ориентироваться в современном информационном аналитическом пространстве, самостоятельно рассуждать по поводу своей клинической работы.

Для этого необходимо решить следующие задачи.

II. ЗАДАЧИ

1. Рассмотреть понятие переноса в теории психоанализа; обозначить его место в словаре З. Фрейда и в ряду основных понятий теории структурного психоанализа Ж. Лакана, проследить отношения переноса, бессознательного, повторения и влечения.

2. Рассмотреть место перенос в клинике структурного психоанализа; показать значение интерпретации и желания аналитика в работе с переносом.


3. Рассмотреть специфику психоаналитической работы с переносом, показать её отличия от клинической психологии и психотерапии.

III. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КУРСА

Содержание дисциплины организовано таким образом, чтобы изложение двигалось от теоретических вопросов к проблемам психоаналитической клиники, от классических работ Фрейда к последним исследованиям в области структурного психоанализа как континентальных, так и в латиноамериканских школ. В процессе изучения дисциплины используется разнохарактерный материал - работа с первоисточниками, комментаторской литературой и фрагментами сеансов. Большое значение имеет обращение к реальному клиническому материалу, что призвано помочь избежать излишнего теоретизирования и академического дискурса в изложении.

Освоение теоретического и практического материала по изучаемой дисциплине предполагает системное использование активные методов обучения: диалог с аудиторией, дискуссии на проблемные темы, вовлечение студентов в проблемное поле современного структурного психоанализа.

IV. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. ПОНЯТИЕ ПЕРЕНОСА В СИСТЕМЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Четыре основные понятия психоанализа: бессознательное, повторение, перенос, влечение. Место переноса в теории Фрейда. Аналитическая нейтральность и место аналитика в формировании переноса: 'пациенты не могут сами внести все свои конфликты в перенос'. (Фрейд)
- Перенос и внушение в аналитической технике: 'перенос - это интерпретация внушения'. (Лакан, V семинар). - Перенос не является аффектом: символический статус переноса. Работает ли психоанализ с чувствами?
- Регрессия как этап в работе с переносом. Регрессия как рассыпание дискурса.
- Перенос и контрперенос: асимметрия аналитических отношений, поддерживаемая желанием Другого.

Литература:
- Фрейд З. Замечания о любви в переносе (1915). // Фрейд З. Психология бессознательного. Том 3. М.: Когито-Центр, 2007;
- Фрейд З. Влечения и их судьба (1915). // Фрейд З. Психология бессознательного. Том 3. М.: Когито-Центр, 2007;
- Фрейд З. Конструкции в анализе (1937).// Фрейд З. Основные принципы психоанализа. Минск, 1997;
- Лакан Ж. Семинары. Книга 5: Образования бессознательного (1957/58). М.: Гнозис/Логос, 2002;
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу (1967). М.: Прогресс, 2000;
- Laurent E. Character-ego-subject // The Signifier of the Transference. Vol. 2, Buenos Aires: Spring Editor, 1987;
- Etchegoyen H. Psychoanalytical Technique. Buenos Aires: Editorial Paidos, 1988;

Тема 2. ПЕРЕНОС В ГОРИЗОНТЕ ИСТИНЫ
Истина внеположена знанию. Истину нужно создать: конечный и бесконечный анализ. Перенос как событие истины. 'Перенос как приведение в действие реальности бессознательного'. (Лакан, XI семинар).
- Перенос и сопротивление в аналитическом процессе: 'Сопротивление происходит от невозможности субъекта преуспеть в области реализации своей истины'. (Лакан, I семинар). Задержка речи как продукт Эго-центрированного дискурса.
- Перенос и дискурс: 'стена языка' как вторжение воображаемого регистра в поле речи. Истина находится по ту сторону дискурса; символический статус переноса в теории Лакана.
- Перенос и симптом. Симптом как дискурс, обращённый к Другому. Материализация нехватки желания в симптоме и исчезновение субъекта (aphanisis) в переносе. 'Субъект заявляет о себе собственным исчезновением' (Лакан, XI семинар).

Литература:
- Фрейд З. Конечный и бесконечный анализ (1937)// Сочинения по технике лечения. М.: Когито-Центр, 2007;
- Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). М.: Гнозис/Логос, 1998;
- Лакан Ж. Семинары. Книга 2: 'Я' в теории Фрейда и технике психоанализа (1954/55). М.: Гнозис/Логос, 1999;
- Dor J. Introduction to the Reading of Lacan. Barcelona: Gedisa Editorial, 1994;
- Feldstein R., Fink B. (ed.). Reading Seminar I and II: Lacan's Return to Freud. N.Y.: SUNY Press, 1996;
- Lander R. Subjective Experience and the Logic of the Other. N.Y.: Other Press, 2000;
- Silvestre M. The Analyst"s Knowledge // The Signifier of the Transference. Vol 2. Buenos Aires: Spring Editor, 1987;

Тема 3. ДИНАМИКА ПЕРЕНОСА: ОТ ЗАПРОСА К ПРИСУТСТВИЮ АНАЛИТИКА
Перенос как 'актуализация личности аналитика': эволюция от Фрейда к Лакану. Субъект предполагаемого знания как основа переноса. Присутствие аналитика в качестве Другого поддерживает символический статус переноса. Вопрос о желании Другого как причина и прерывание дискурса. Перенос открывает возможность речи, не связанной с требованием. Желание аналитика как механизм создания переноса и поддержания асимметрии психоаналитических отношений. Перенос как взгляд Другого, не поддающийся присвоению. 'Субъект - это пятно в картине бессознательного, которого он сам не замечает' (Лакан, XI семинар).

Литература:
- Фрейд З. О динамике переноса (1912).// Фрейд З. Сочинения по технике лечения. М.: Когито-Центр, 2007;
- Лакан Ж. Семинары. Книга 11: Четыре основные понятия психоанализа (1964). М.: Гнозис/Логос, 2004;
- Cottet S. Freud et le Desire du psychanalyste. Paris : Seuil, 2001;
- Feldstein R., Fink B. (ed.). Reading Seminar XI: Lacan's 'Four Fundamental Concepts of Psychoanalysis': The Paris Seminar in English. N.Y.: SUNY Press, 1995;
- Harari R. Lacan's Four Fundamental Concepts of Psychoanalysis. N.Y.: Other Press, 2004;
- Nasio J.-D. Five Lessons on the Psychoanalytic Theory of Jacques Lacan. N.Y.: SUNY Press, 1998;

Тема 4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА РАБОТЫ С ПЕРЕНОСОМ
Аналитический акт как момент не-встречи (tuche) запроса и желания аналитика.
- Сомнение. Субъект сомнение как субъект достоверности: деконструкция картезианской рациональности. Сомнение как функция создания переноса.
- Интерпретация. Закрытие бессознательного в переносе. Интерпретация наиболее эффективна в момент развития сопротивления. Интерпретация как механизм возвращения субъекта к фундаментальной нехватке желания.
- Тревога в переносе как свидетельство приближения объекта влечения.
- Невроз переноса в аналитической технике.

Литература:
- Лакан Ж. Семинары. Книга 7: Этика психоанализа (1960/61). М.: Гнозис/Логос, 2006;
- Lacan J. Le Seminaire, Livre VIII: Le Transfert (1960/61)
- Apollon W. (ed.). After Lacan: Clinical Practice and the Subject of the Unconscious. N.Y.: SUNY Press, 2002;
- Trobas G. The Analyst"s position in the direction of the Cure. Caracas, 1988;

Составитель программы:
Дмитрий Ольшанский
тел: 8 911 988 922 1
e-mail: Olshansky@hotmail.com
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд