Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Психология подростка
 
лекция в Галерее AnnaNova
15 апреля 2015


 
  
 


Подростковость - это не просто период в жизни, отделяющий детство от взрослости, это период становления, когда уже базовые психические структуры заложены, но ещё не обжиты, не скреплены опытом. Франсуаза Дольто определяет подростковость как 'движение к зоне перемен', тех перемен, к которым сам субъект не всегда оказывается готов, поэтому и не всегда спрашивает совета или не знает, в какой форме лучше задать этот вопрос.

Если ребёнок в детстве осваивает границы тела, то подросток осваивает границы социума, границ общественных норм. Что мы и видим в представленных картинах: расписанные граффити стены подъездов, обжитые и прокуренные подъезды, переделанный в каморку стол. Герои этих картин словно нащупывают границы частного и общественного, проверяют на прочность социальный порядок.

Парадоксально, что в нашей цивилизации почти нет культуры подростковости: из детского состояние мы сразу должны становиться взрослыми, как можно скорее проходя все этапы развития и не задерживая ни на одном из них. Если детство ещё хоть как-то воспето педагогами в качестве золотого периода развития, то подростковость оказывается вытеснена и в самом прямом смысле слова маргинализована всей нашей цивилиацией, о подростков не хотят признавать. Ретивые психологи стремятся их доращивать, социализировать, и поскорее грань во взрослую жизнь с работой, ответственностью, достижением целей и стабильными отношениями (скобы свойственными 'взрослой' психике), но никто не хочет говорить с подростком. То есть сам социальный дискурс делает подростка маргиналом: он ни ребёнок, ни взрослый, он недоросль. Поэтому ничего удивительного нет в том, что подростковость несёт скорее негативные коннотации, а отличие от детства: она ассоциируется с лабильностью, непостоянством, переменчивостью, внушаемостью, максиматистичеснотью, крайностями, необдуманностью и глупостями, которые приписываются подросткам. Само понятие 'под-ростковость' указывает на незавершённый характер становления, подросток всегда 'недо-', 'ещё не-' или же 'чересчур-', 'сверх-'. Все эти проявления нехватки, избыточности, непопадания в установленные границы, мы находим в представленных здесь картинах. На рамке одой из картин даже написано 'fuck off' - это именно то, что подросток чувствует по отношению к любым рамкам и границам.

Такое отношение, конечно, не может не вызывать протеста. Поэтому подростковость часто связана с отрицанием и негативизмом. Но нужно понимать, почему подросток отрицает то, точ видит вокруг. Фройд говорит нам, что умение говорить 'нет' - это способ становления личности. Поэтому и к негативизму нужно относиться как к способу выстраивания собственных границ, отрицания всего лишнего. За подростковым протестом зачастую стоит не деструкция, а попытка очертить границы и выделить себя в качестве самостоятельной личности; подростковый протест - это и эксперимент и вызов одновременно. И агрессия, которая исходит от подростков - это скорее тест на прочность тех норм и требований, которые предъявляет ему общество. И вместе с тем, способ закалить самого себя. Поэтому подросток часто нуждается в том порядке, который он мог бы отрицать, в том законе, которому он мог бы показывать 'fuck off', и тем самым, усваивать его, принимать его в качестве опоры и исходной точки для своего социального становления.

Зигмунд Фройд даёт нам понять, что жизнь это и есть становление, он развенчивает миф о том, что существует какая-то взрослая психическая жизнь и что она принципиально отличается от психической жизни ребёнка. Уже с самого момента рождения человек попадает в пучину страстей и влечений, которые никогда не перестают действовать и вершить своё дело. Поэтому и взрослый человек тоже постоянно пребывает в становлении, как и подросток, с той лишь разницей, что взрослому иногда мешают его привычки двигаться по накатанной колее, которые часто не позволяет ему совершить принципиально важный шаг и получить новый жизненный опыт.

Подростковость часто называют переходным возрастом, однако, если разобраться, то любой возраст - переходный. Само настоящее - это момент перехода от прошлого к будущему, а наша жизнь - это переходный период от рождения к смерти. Каждому человеку необходимо сохранять в себе подростковость, свежий взгляд на вещи, а иногда и отказываться от привычных схем и ходов с тем, чтобы открыть в жизни что-то новое. Именно этим ценна для нас подростковость.

Дмитрий Ольшанский
психоаналитик
vk.com/psychoanalysis
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд