Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Клиника истерии
 
 
  
 

Тема 1. Пролегомены к клинике истерии
В медицине XIX века истерия была одним из самых распространённых диагнозов, тогда как в современной психиатрии она не только утратила этот статус, но и вообще рассматривается как архаизм и даже не упоминается в последнем издании DSM-4. Истерия в катарсической клинике Жана Шарко и современной психиатрии Анри Эя: органическая этиология истерии. Концепция истерического наслаждения в психиатрическом дискурсе. От 'орфографии тела' к клинике психоанализа: создание talking cure.

Литература:
Арру-Ревиди Ж. Истерия / пер. Е.А. Ермаковой. М.: АСТ, 2006;
Didi-Huberman G. Invention l'hysterie, Charcot et l'iconographie de la Salpetrere. P.: Editions Macula, 1982;
Ey H., Bernard P., Brisset Ch. Manuel de psychiatrie. P.: Masson. 1989;
Veith I. Historie de l'hysterie. P.: Seghers, 1973;

Тема 2. Конверсионный симптом и истерическое тело
Психиатрия и психоанализ расходятся в толковании конверсионного симптома, для последнего симптом является сообщением, адресованный Другому. С точки зрения, психиатрии конверсионный симптом является отыгрыванием, симуляцией органического заболевания (истериков иногда именуют 'театральным типом личности'), поэтому медицинская клиника истерии состоит в том, чтобы обнаружить его, вывести его на чистую воду. Тогда как психоанализ исходит из гипотезы о том, что ложь, в форме которой заявляет о себе истерический симптом, и есть высказывание истины бессознательного. Именно поэтому 'приступ истерии не является разрядкой' [Лакан, VII: 71]. При помощи своего симптома, истерик протестует против смерти, против господства означающего и вопрошает о пределах своей телесности. Конверсионный симптом обозначает то вторжение наслаждения, которое не подлежит символизации.

Литература:
Фрейд З. О психическом механизме истерических симптомов (1893) // Фрейд З. Истерия и страх / пер. А. Боковикова. М.: СТД, 2006. - С. 9-24;
Фрейд З. Об этиологии истерии (1896) // Фрейд З. Истерия и страх / пер. А. Боковикова. М.: СТД, 2006. - С. 51-82;
Фрейд З. Общие положения об истерическом припадке (1909) // Фрейд З. Истерия и страх / пер. А. Боковикова. М.: СТД, 2006. - С. 197-204;
Лакан Ж. Логика кастрации // Лакан Ж. Образования бессознательного. Семинары Книга V (1957/58) / пер. А.К. Черноглазова. М.: Логос/Гнозис, 2002. - С. 165-289;
Лакан Ж. Введение в реальность // Лакан Ж. Этика психоанализа. Семинары, Книга VII (1959/60) / пер. А.К. Черноглазова. М.: Логос/Гнозис, 2006. - С. 7-112;
Valabrega J.-P. Phantasme, mythe, corps et sens. P.: Payot, 1980;

Тема 3. Истерическое означающее
Ряд последователей Фрейджа утверждали, что симптомы Анны О. и Эмми фон Р. располагается на границе между истерией и психозом. Если тело, объятое психотическим приступом, представляет собой чисто влечение к жизни, никак не связанное с означающим, не имеющее никакого репрезентанта, через которое можно было бы построить интерпретацию, то конверсионный симптом при истерии обнаруживает свою половинчатость: укореннённость в символической структуре, адресованность Другому, с одной стороны, и нежелание признавать её господство, с другой. Истерический симптом представляет собой означающее, то есть обращение к другому, такое обращение, которое одновременно отказывается признавать своего адресата.

Литература:
Фрейд З., Брейер Й. Исследования истерии (1895) / пер. С. Панкова. СПб.: ВЕИП, 2005;
Лакан Ж. Значение фаллоса // Лакан Ж. Образования бессознательного. Семинары Книга V (1957/58) / пер. А.К. Черноглазова. М.: Логос/Гнозис, 2002. - С. 291-410;
Borch-Jacobsen. Souvenirs d'Anna O. P.: Aubier, 1995;
Ody M. De l'opposition entre hysterie et depression // Revue Francaise de Psychanalyse. No. 3? 1986;

Тема 4. Рождение психоанализа из исследований истерии
'Истерическая структура является в отношениях между человеком и означающим изначальной' [Лакан, V: 423], поэтому именно она создаёт наиболее удобный трафик для сказывания бессознательного. Поэтому не удивительно, что психоанализ родился именно из исследований истерии, поскольку дискурс аналитика является производным от дискурса истерика; более того, первичной задачей анализа являетсяискусственная 'истеризация пациента': 'То, что аналитик в качестве аналитического опыта проводит в жизнь, можно описать очень просто - это истеризация дискурса'. [Лакан, XVII: 36]. Этим в частности, объясняется требование дидактического анализа: занять место в дискурсе аналитика может лишь тот, кто сам прошёл через горнило истерического становления.

Литература:
Фрейд З., Брейер Й. Исследования истерии (1895). СПб: ВЕИП, 2005;
Лакан Ж. Диалектика желания и требования в клинической практике и лечении неврозов // Лакан Ж. Образования бессознательного. Семинары Книга V (1957/58) / пер. А.К. Черноглазова. М.: Логос/Гнозис, 2002. - С. 411-590;
Лакан Ж. Координаты аналитического переворота // Лакан Ж. Изнанка психоанализа. Семинары, Книга XVII (1969/70). / пер. А.К. Черноглазова. М.: Логос/Гнозис, 2008. - С. 31-103;
David-Menard M. L'hysterique entre Freud et Lacan. P.: PUF, 1983;
Nasio J.-D. L'hysterie ou l'enfant magnifique de la psychanalyse. P.: Payot, 1995;

Тема 5. Истеричка и её господин
Не секрет, что истеричка всегда ищет себе господина. Но делает она это лишь для того, чтобы обнаружить его несостоятельность, его кастрацию. Поэтому истерический субъект нуждается в желании другого, которому непременно должно быть отказано. Хотя истеричка нуждается в господине, тем не менее, она никогда не оказывается в положении раба. [Лакан, XVII: 116]. Таким образом, можно заметить двойственность истерического желания: с одной стороны, оно производно от желания господина, с другой стороны, истеричка делает всё для того, чтобы это желание осталось нереализованным. Такой субъект оказывается в позиции, как выражается Мари Бонапарт, 'одновременно всесильной и зависимой': он занимает место фаллоса, хотя знает, что он ему не принадлежит точно так же, как и его господину.

Литература:
Фрейд З. Фрагмент анализа одного случая истерии (1905) // Фрейд З. Истерия и страх. М.: СТД, 2006. - С. 83-186;
Лакан Ж. Диалектика желания и требования в клинической практике и лечении неврозов // Лакан Ж. Образования бессознательного. Семинары Книга V (1957/58) / пер. А.К. Черноглазова. М.: Логос/Гнозис, 2002. - С. 411-590;
Лакан Ж. По ту сторону Эдипова комплекса // Лакан Ж. Изнанка психоанализа. Семинары, Книга XVII (1969/70). / пер. А.К. Черноглазова. М.: Логос/Гнозис, 2008. - С. 107-176;
Wajcman G. Le maitre et l'hysterique. P.: Navarin/Seuil, 1982;

Тема 6. Работа переноса в случае Доры
Работа над случаем Доры приводит Фрейда к вопросу о переносе, сперва как 'неустранимого препятствия анализа' затем как основным терапевтическом механизме. Случай Доры показывает значимость переноса в технике психоанализа, а равно и свидетельствует о том, что вообще любое знание возникает в переносе, то есть предполагает включённость в желание Другого. Вопрос аналитического лечения сводится к вопросу о доле самого Фрейда в поддержании тех конвенций, которые и формируют симптом Доры, того 'пути истинного', на который, по мнению отца, её должен наставить психоанализ. Случай Доры позволяет нам проследить динамику трёх тактов переноса, а также и убедиться в том, что толкование истерического симптома истерии неотделимо от анализа переноса.

Литература:
Фрейд З. Фрагмент анализа одного случая истерии (1905) // Фрейд З. Истерия и страх. М.: СТД, 2006. - С. 83-186;
Фрейд З. Истерические фантазии и их отношение к бисексуальности (1908) // Фрейд З. Истерия и страх. М.: СТД, 2006. - С. 187-196;
Лакан Ж. Перенос и влечение // Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа. Семинары, Книга XI (1964). / пер. А.К. Черноглазова. М.: Логос/Гнозис, 2004. - С. 133-213;
Lacan J. Le transfert dans tout ses errata. Seminaire 1960/61. P.: EPEL, 1991;
Machony P. Freud's Dora: A Psychoanalytic, Historical, and Textual Study. New Haven, CT: Yale University Press, 1996;
Solano-Suarez E. Le transfert et la dialectique symbolique dans le cas Dora. / Sinthome. No. 1, 1999. P. 8 -15;

Тема 7. Скопическое влечение в случае Доры
Как полагает Фрейд, анализ Доры был прерван по той причине, что он не нашёл подходящего и своевременного толкования для гомосексуального (геникофилического) влечения своей пациентки. И влечение это слоит рассматривать как влечение скопическое является ни чем иным как сублимацией, её отношение к Прекрасной Даме, к её das Ding. Имея этого воображаемого посредника, сублимированный предмет почитания, представленный Сикстинской Мадонной или госпожой К., Дора занимает позицию истерическую, в отличие от той гомосексуальной пациентки, которую Фрейд консультирует в то же время, и случай которой он описывает несколькими годами спустя как психоз.

Литература:
Фрейд З. Фрагмент анализа одного случая истерии (1905) // Фрейд З. Истерия и страх. М.: СТД, 2006. - С. 83-186;
Лакан Ж. Проблема сублимации // Лакан Ж. Этика психоанализа. Семинары, Книга VII (1959/60) / пер. А.К. Черноглазова. М.: Логос/Гнозис, 2006. - С. 113-214;
Лакан Ж. О взгладе в качестве объекта а // Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа. Семинары, Книга XI (1964). / пер. А.К. Черноглазова. М.: Логос/Гнозис, 2004. - С. 75-130;
Лакан Ж. По ту сторону Эдипова комплекса // Лакан Ж. Изнанка психоанализа. Семинары, Книга XVII (1969/70). / пер. А.К. Черноглазова. М.: Логос/Гнозис, 2008. - С. 107-176;
Harari R. Lacan's Four Fundamental Concepts of Psychoanalysis. An Introduction. N.Y.: Other Press, 2004;
Le Gaufey G. Le lasso speculaire. Une etude traveriere de l'unite imaginaire. P.: EPEL, 1997;

Тема 8. Девушка и фаллос: структура женской сексуальности
Женская позиция, как показал Фрейд, задана её pеnisnied, её отношением к фаллосу, который она ищет со стороны партнёра, и сложность её ситуации состоит в том, что она должен этот фаллос попросить, а для этого ей необходимо занять активную позицию, т.е. отдаться фантазму мужчины. Проблема многих истеричек состоит именно в том, что они не могут этого сделать. Лакан отмечает, что женщины любят не того, кто обладает фаллосом, а того, кто может противостоять кастрации, кто не пасует перед фактом утраты фаллоса. Поэтому женщины так сильно верят в любовь, что ради неё готовы даже отказаться от собственного желания. В лекции о женской сексуальности Лакан 1958 года говорит, что 'мужчина для женщины служит чем-то вроде реле, переключателем, который позволил бы ей стать Другим для самой себя, то есть тем, чем она является для него'. [Lacan, 1964: 231]. Женщина является для мужчины Другим, и это тот способ, при помощи которого она связывает себя с фаллосом, это задаёт предел её наслаждению и проводит водораздел между любовью и желанием. И для этого она должна вписать свою сексуальность в то, что Лакан называл маскарадом - т.е. представиться себе и мужчине как соблазнительница, как объект желания. И многие истерички именно этого и не могут себе позволить, думаю, что мужчина 'должен любить меня такой, какая я есть'.

Литература:
Lacan J. Propos directifs pour un congres sur la sexualite feminine (1958) // Lacan J. Ecrits. P.: Seuil, 1966. - P. 725-736;
Lacan J. Encore. Le Seminaire, Livre XX (1972/73). P.: Seuil, 1975;
Lacan J. Feminine Sexuality. / trans. by J. Mitchell and J. Rose. N.Y.: Norton, 1982;

Тема 9. Истерический дискурс: желание знать
Лакан полагает, что истерический симптом не редуцируется к простой зависти к пенису, но задан желанием знания. 'В тот момент, когда фаллос действительно предлагается ей, она не хочет его, ибо то, чего она хочет - это знание как средство наслаждения'. [Лакан XVII: 120]. Дора прерывает свой анализ именно потому, что получает необходимое её знание, то знание об отце, которое она и искала, и которому Фрейд оказался причастен. Проблема истерички часто состоит в том, что она слишком сильно верит в своё знание. Поэтому она и нуждается в господине для того, чтобы обнаружить кастрацию. И в клинической работе часто встречаются истерички, которые не верят в психоанализ как метод, но, тем не менее, движимы желанием узнать истину о себе. При этом они никогда не довольствуются тем ответом, который находят.

Литература:
Лакан Ж. По ту сторону Эдипова комплекса // Лакан Ж. Изнанка психоанализа. Семинары, Книга XVII (1969/70). / пер. А.К. Черноглазова. М.: Логос/Гнозис, 2008. - С. 107-176;
Lacan J. La signification du phallus (1958) // Lacan J. Ecrits. P.: Seuil, 1966. - P. 685-695;

Тема 10. Сексуальных отношений не существует
Сексуальные отношения не существуют, потому что мужчина и женщина занимают свои позиции не по отноешнию друг к другу, а по отношению к фаллосу. Фаллос, - говорит Лакан в 1958, - это нечто третье в отношениях полов. Иметь пенис - ещё значить иметь фаллос - такова проблема мужчины. Для женщин же, напротив, не иметь пенис часто позволяет занять место фаллоса для другого пола. Таким образом, оба пола заданы их отношением к фаллосу. Это претензия на место фаллоса, явление собственного тела под маской фаллоса, и задаёт логику женской сексуальности.

Литература:
Лакан Ж. 'Я' в теории Фрейда и технике психоанализа. Семинары Книга I (1954/55) / пер. А.К. Черноглазова. М.: Логос/Гнозис, 1999;
Lacan J. Propos directifs pour un congres sur la sexualite feminine (1958) // Lacan J. Ecrits. P.: Seuil, 1966. - P. 725-736;
Lacan J. La signification du phallus (1958) // Lacan J. Ecrits. P.: Seuil, 1966. - P. 685-695;

Составитель: Дмитрий Ольшанский
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд