Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Почему мы завидуем?
 
для журнала Cosmopolitan Психология, март 2011. С. 36 -39

 
  
 

Как и любой психический феномен, зависть преследует несколько целей и имеет несколько векторов развития. С одной стороны, она позволяет собрать собственное я, обозначить свою нехватку и сформулировать своё желание: если я хочу следовательно я существую. - такова формула современного субъекта. И обязаны мы этим именно зависти. С другой стороны, зависть препятствует умению искренне давать и принимать дары. Завистнику всегда будет казаться, что другой скрывает от него нечто большее, недодаёт, а самое лучшее приберегает для себя. По мнению Мелани Кляйн, зависть подрывает любовные отношения.

Жак Лакан подчёркивает, что нельзя путать зависть и ревность. Завидуя, мы вовсе не стремимся получить тот или иной объект, как правило, мы вообще не нуждаемся в том, в чём завидуем другому человеку. Поскольку счастье другого вообще не скроено по нашему плечу. Нельзя не заметить и визуальной природы зависти: сам корень слова указывает на невозможности оторваться от зрелища, от разглядывания жизни другого человека, на "за-висщее-видение" на идеальной картине его жизни, из которой сам завидующий оказывается исключён. Поэтому и цель зависти состоит в том, чтобы низвергнуть другого и вставить свой образ в уже готовую рамочку. Завистник не предпринимает поисков, поскольку он уже имеет готовый образ счастья, в который осталось только вписать самого себя. Но кто творец этой рамочки? И зритель этого дивного зрелища?

Классическим примером зависти является воспоминание Блаженного Августина, когда но в возрасте пяти лет наблюдает за кормлением своего месячного брата. Каково же его удивление, когда он обнаруживает, что сам он вовсе не нуждается ни в материнской груди, ни в той ласке, которую она адресует младенцу. Завистник вообще не намеревается заполучить что-то, но жаждет сам оказаться внутри идеальной картины, на месте того, кому он завидует. Пятилетний мальчик представляет себя младенцем и фантазирует о том наслаждение, которое, как он предполагает, должен испытывать грудничок, растворяющийся в эротической вселенной материнского тела. В конечном счёте, завидует он вовсе не младшему брату, а тому умению получать удовольствие, которое у него якобы есть. Равно и любой завистник не нуждается в той или этой вещи (поэтому её приобретение не избавляет от чувства зависти), но сам хочет быть на месте другого. Потому что у этого другого есть наслаждение, которым он обделён и, в любом случае, не смог бы воспользоваться. - Именно так работает зависть.

 
  
 

Но поскольку завистник обнаруживает нехватку в самом себе, и делает её объектом пристального внимания, культивирует и пестует её, и, конечно, получает особую сладость от своего страдания, от своей потери, и от того, что неравная борьба с другим уже давно проиграна, - частым спутником зависти является вина. А вина всегда указывает на запретное удовольствие, которое человек всё-таки вкусил. Поэтому и человек испытывает вину именно за то, что зависть и страдание доставляет ему наибольшее мазохистское извращённое наслаждение. Часто зависть является допустимым выходом для нарциссизма, агрессии или проявления гомосексуальных чувств, которые могут также подвергаться вытеснению.

Поэтому "лечить" зависть приобретением тех или иных предметов, статусов или идентичностей так же бессмысленно как и попытками заглушить её и смириться с тем, что ты лузер. Фундаментальная нехватка, благодаря которой мы и можем испытывать желания, не подлежит, да и не нуждается, в устранении. Зависть открывает нам глаза на наши потери и даёт нам механизм пережить эти утраты, она говорит о наших отношениях с другими людьми: кто он тот ненавистный кумир, котором ты хочешь быть и от которого не можешь избавиться? Какую функцию он исполняет? Какие влечения удовлетворяют себя с помощью зависти? О каких внутрипсихических конфликтах она нам рассказывает?

Избавляться от зависти - это самое простое и самое худшее, что можно с ней сделать. Если детская история Августина и может чему-то научить нас, то именно тому, как быть внимательным по отношению к своей зависти, умению понимать те вопросу, которые она перед нами ставит, вопросы о нас самих.

Дмитрий Ольшанский
психоаналитик
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд