Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Комиксы как модель идентичности подростка
 
интервью для Русской службы Би-Би-Си
(Лондон, 16 августа 2010)


 
  
 

Сева Новгородцев: От чего это герои комиксов становятся всё более и более агрессивными, а мифы всё более и более кровавыми?

Дмитрий Ольшанский: В современном обществе существует запрет на жестокость. Такой же запрет, какой ещё недавно существовал на сексуальность, однако, сегодня ряд табу связанных с сексом сняты, поэтому таким пунктом запрета оказалась агрессия. В силу того, что существует очень мало каланов для социального выражения агрессии, стали популярны такие жестокие компьютерные игры и кровавые комиксы.

Сева Новгородцев: Как Вы думаете, заложена ли некая генетическая программа в человеке, что для мужчины как потенциального завоевателя или защитника дома некая агрессия и способность защитить и даже поразить врага совершенно необходима?

Дмитрий Ольшанский: Во все времена были подобные примеры, но я вижу проблему современной цивилизации в том, что исчезает граница между символом и образом, поэтому люди пытаются подражать героям, чего в истории человечества никогда не было: греки и римляне поклонялись своим кумирам, но не стремились быть на них похожими. Нам также сложно представить себе, еврея, который полезет на гору Синай в ожидании встретить там неопалимую купину, или христианина, который станет приколачивать себя гвоздями к деревянному кресту, надеясь таким образом стать похожим на Иисуса и заслужить прощение грехов. Только в конце XIX и XX-ом веке произошло снятие границы между символом и образом: люди стали подражать своим кумирам, стали хотеть походить на героев.

Сева Новгородцев: И в то же время, многие говорят, что не нужно считать аудиторию - в данном случае молодёжь - глупее, чем она есть на самом деле: они прекрасно понимают разницу между выдуманным и реальным, между тем, что существует на компьютерном экране, и тем, что они могут позволить себе в метро.

Дмитрий Ольшанский: Я согласен, поскольку психика - это всё-таки не калька реальности, а имеет очень много призм преломления. Поэтому ряд исследований, говорящих нам, что подросток посмотрел что-то по телевизору, а потом пошёл и сделал, кажутся мне очень надуманными, а порой и просто провальными. Есть определённое влияние виртуальной реальности, но мы не можем проводить прямую линию соответствия и говорить, что комиксы и телевизор непосредственно влияют на сознание, формируют модель поведения. Многое зависит и от того, как мы смотрим на агрессию, что родители говорят ребёнку, когда он читает комиксы, как они сами относятся к их содержанию. Пытаться оградить ребёнка и завуалировать жестокость, которая реально существует в нашем мире, было бы по меньшей мене наивно, поэтому очень важна роль посредника, интерпретация этой жестокости со стороны родителя, взрослого, самого автора этих комиксов, которые подаёт агрессию и показывает, как с ней нужно обращаться, в каких ситуациях нужно быть жестоким, в каком случае стоит быть сдержанным и великодушным и прощать. - От этого многое зависит.

фрагмент интервью для BBC:
http://www.divshare.com/download/12315567-2a9
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд