Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Память
 
 
  
 







посмотреть на YouTube:
http://youtu.be/m5uK_eVOwpo







Фройд ставит знак равенства между воспоминанием и созданием представления, конструкцией и реконструкцией. То, что ты вспоминаешь - это способ создания своего настоящего и будущего. Этим он различает воспоминание и повторение: повторение воспроизводит прошлое, воспоминание создаёт принципиально новые основания для становления субъекта, прокладывает дорогу будущему, поэтому задача психоаналитика состоит в том, чтобы 'преобразовать симптом в повод к воспоминанию' - говорит Фройд в работе 'Воспоминание, повторение, проработка'.

Спектакль Валентина Цзина 'Глубокая память' наилучшим образом демонстрирует эту мысль: память - это не то, что возвращается из прошлого (которого не существует), память - это полотно экзистенции, создаваемой субъектом в настоящем времени. Герой спектакля совершает такой возвратное движение к своим собственным корням, то движение, которое и создаёт его бытие. Память представляет собой выбор истории, конструирование своих корней и тех оснований, которые создают психический аппарат. В то же время, акт воспоминания совершает такой проброс, который создаёт будущее, 'прокладывает пути бессознательного', как выражается Деррида. В зависимости от того, что ты вспомнишь - такова будет твоя дальнейшая жизнь. - Этот принцип мы можем наблюдать каждый день в работе с нашими пациентами.

О воспоминании мы всегда говорим как о чём-то предположительно состоявшемся, предположительно значимом, как о sujet suppose savoir. Субъект памяти определённо что-то знает про меня, поэтом моей задачей, на пути самопознания, является дать ему голос, пластику, выразительность. Занять такую субъективную позицию, при которой память могла бы говорить. Так словно мы создаём для памяти место в нашем настоящем, место для некого призрака, фантома, который знает нечто обо мне.

Иными словами воспоминание не возвращает меня к прошлому (оно вообще не относится ко времени), память отсылает к Ничто. И представляет собой вызов творения собственного бытия ex nihilo. Вызов, ответ на который может дать лишь тот, кому ведома утрата и кастрация, и тот, кто способен пережить эту встречу с пустотой Ничто. Например, многим психотикам это не свойственно: им не ведомо вытеснение и возвращение вытесненного, поэтому всё своё прошлое они постоянно носят с собой, ни на минуту с ним не расставаясь. Они повторяют его, но не вспоминают. Например, я знаю человека, который носит с собой все имеющиеся у него документы с фотографиями самого себя, так словно, они подтверждают его существование на свете. А если он забывает одну из своих фотографий, то лишается части самого себя. Забывание для психотиков равно полной утрате и может обернуться катастрофой, а ситуация воспоминания и торения новых путей своей истории является невозможной.

У Гюнтера Грасса есть отличная метафора для того, о чём я говорю- 'луковица памяти', которая обрастает новыми и новыми слоями, новыми перезаписями, тогда как в середине неё не существует никакого основания или стебля. Память наращивается на пустоту, она полностью состоит из перезаписей, слоёв воспоминаний, репрезентаций представлений, в центре которых покоится Ничто. И перформнс 'Глубокая память' как раз погружает нас в ту пустоту, из который каждый раз заново конструируется история. У субъекта вообще нет одной истории жизни, есть лишь совокупность лепестков, слоёв воспоминаний, которые и создают то, что мы называем человеческим субъектом.

Дмитрий Ольшанский
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд