Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Могут ли гомосексуалисты усыновлять детей?
 
интервью для газеты "Невское время"
10 сентября 2012


 
  
 




- Некоторые психологи говорят, что дети, воспитываемые в однополых семьях, перенимают гомосексуальные паттерны поведения, и во взрослой жизни будут иметь проблемы с противоположным полом.

Дмитрий Ольшанский: Не думаю, что всё так однозначно. Все геи и лесбиянки, которых мы видим сегодня, воспитывались в гетеросексуальных семьях, но, тем не менее, по некоторым причинам, они стали гомосексуалистами. Где же эти так называемые паттерны? По логике бихевиористов, гетеросесуалы должны воспитывать гетеросексуалов. Но оказывается, это всего лишь иллюзия. Почему же тогда эти психологи делаются вывод, что в однополых семьях обязательно должны вырастать геи и лесбиянки? - Не понятно. Тем более что мировой опыт доказывает совершенно обратное: сексуальная ориентация родителей лишь косвенным образом влияет на детей. Дети геев сами не обязательно будут геями, и примеров тому тоже масса.

- В чём же тогда причина гомосексуализма?

Не существует какой-то одной причины. Как у любого другого симптома, сколько историй - столько и причин. Поэтому не верно было бы говорить, что дети просто под копирку перенимают образ жизни родителей и во взрослой жизни повторяют всё то, что видели в детстве. Если бы было так, то дети невротиков - сами бы становились невротиками и никакого развития бы вообще не происходило, а геев и лесбиянок бы вообще не существовало, поскольку ещё 50 лет назад гомосексуалисты размножаться не могли.

Кроме того, из истории мы знаем, что во время и после войны тысячи людей воспитывались без отцов, однако, большая часть их них выросла гетеросексуалами. Поэтому психология, конечно, ошибается, когда говорит о прививании 'неверных' паттернов поведения в гомосексуальных семьях.

- Но если ребёнок не имеет образа отца, это не может не сказаться на его жизни и модели отношений.

Вы верно говорите - 'образ отца'. Чтобы сформировался образ, совсем не обязательно должен быть реальный объект. Мать вполне в состоянии передать своему ребёнку образ отца и закон отца, если она сама его имеет. Поэтому и в неполных семьях и в семьях лесбиянок и геев может быть воспитан мужчина с так называемым 'образом отца'. Это как вера в бога: что передать её своим детям, совсем не обязательно показывать пальцем и говорить 'это бог, в него надо верить', достаточно верить самому, в глубине души, можно даже не показывать этого, но ребёнок всё равно вырастет религиозным человеком. А если родитель практикует только церковную показуху, или если он вступает в брак только для галочки или 'по залёту' или 'чтобы спастись от диктата своих родителей' - ребёнок отлично это чувствует. Дети наследуют не сознание, а бессознательное своих родителей. Мы знаем, что открытыми гомосексуалистами вырастают те дети, у родителей которых латентный гомосексуализм был жёстко репрессирован.

- То есть если родители не любят друг друга ребёнок это понимает, и делает выводы об отношениях между мужчинами и женщинами?

Можно и так сказать. В историях гомосексуалистов мы часто находим нечто подобное: странные отношения между родителями, которых вообще не понятно, что связывает. Или доминирующая мать, для которой муж-подкаблучник является ещё одним ребёнком, или отец-ловелас, который не привязывается ни к одной женщине дольше, чем на пару часов, или просто случайный секс. Когда между родителями нет никаких эротических отношений, то и у ребёнка эдипальный вопрос не возникнет. Он так и будет ощущать себя просто частью тела матери и у него не появится даже возможности фантазировать о каких-то сексуальных отношениях между мужчинами и женщинами.

- Не кажется ли Вам, что в современном мире вообще многие ценности перестают работать, а роль мужчины и отца почти нивелирована?

Хорошо бы ещё понимать, в чём эта роль. Современный мир и современные семьи уже не нуждаются в патриархате (ни экономически, ни этически он не оправдан), поэтому и образ 'отца семейства', 'надёжи и опоры', за которым 'как за каменной стеной', - уже отходит в анналы истории. Это ни хорошо, ни плохо, - это факт: роль отца стала совершенно иной. Я знаю семьи, которые встречаются только на выходных, а на буднях живут и работают в разных районах или городах. Или шведские семьи, где два мужа, две жены, а дети общие. Одна моя знакомая живёт под одной крышей и с бывшим мужем и с нынешним, спят все втроём, детей в садик отводят по очереди. - Все эти семьи вполне гетероексуальны, но патриархальными их точно назвать нельзя. И роль отца в них совершенно другая.

С другой стороны, у любого, кто появился на свет - отец так или иначе есть. И он, конечно, оставил свой след в истории этого ребёнка, пусть даже он покинул семью, тем не менее, он символически присутствует всегда. И лесбийские семьи здесь не исключение: если женщина способна любить отца (а многие лесбиянки в этом сильно преуспели) - она может воспитать и мужчину.

- Вы имеете в виду своего отца?

Ну да. Многие лесбиянки имеют трепетную привязанность к своему отцу, и не находят в реальных мужчинах тех великолепных черт, которыми был наделён отец. Если у женщины есть образ отца и закон отца - она вполне может передать его своим детям. Мне на ум приходит фильм 'Female Perversions' с Тильдой Суинтон - лучший пример того, как девушка любит своего отца, но в качестве сексуального объекта выбирает женщин. (конечно, тех женщин, которые имеют черты сходства с отцом). Совсем не обязательно, что носителем отцовских черт должен быть мужчина-любовник, иногда место папочки занимает другая женщина.

- А что Вы называете 'местом папочки'? Забота.. защита.. авторитет..

Ответ требует небольшого отступления. Отцовство - это вообще функция во многом трансцендентная. Лакан говорит о трёх видах или трёх регистрах отцовства: во-первых, есть реальный отец. Это тот, кто оплодотворил мать, и благодаря которому мы появились на свет. Строго говоря, это не обязательно должен быть конкретный человек, ведь мать могла зачать искусственно, найти донора из банка спермы, с которым даже не была знакома, или сделать себе 'эко'. Поэтому Лакан и говорит, что реальный отец - это сперматозоид. Второй отец - отец символический. Тот, чьё имя мы носим и в чью историю рода мы вписаны. Когда тебя спрашивают 'кто ты?' - ты рассказываешь именно про символического отца, называешь своё имя и фамилию, называешь свой симптом и обозначаешь, какое место в культуре и языке ты занимаешь. Всё бессознательное, так или иначе, структурировано этим символическим отцом. И опять же, совсем не обязательно это должен быть какой-то реальный человек. Часто бывает так, что человек носит фамилию того, кого никогда в жизни не видел, и бессознательно вписан в историю его рода. В-третьих, есть образ отца, того мужчины, с которым ребёнок отождествляется, на кого хочет быть похож и с кем состязается в будущем. И снова, это может быть не конкретный человек из плоти и крови, а образ, который создаёт мать. Например, я знаю историю мальчика, отец которого погиб на фронте так и не увидев сына. Мать показывала мальчику на висевший в центре стены портрет Сталина и перечисляла те благородные мужские качества, которыми обладает великий И.В. Он и стал для мальчика тем образом отца, на который он ровнялся всю свою жизнь. Как мы видим, с одной стороны, присутствие мужчины в семье вообще не обязательно (хотя это отлично, если он есть) для формирования целостного и разностороннего образа мужчины. С другой стороны, все эти три функции отцовства вполне может исполнять один и тот же мужчина.

- Как Вы думаете, зачем гомосексуальным семьям дети? Они хотят быть такими же как все?

Это вообще интересный вопрос: зачем нам дети? Для продолжения рода или своего дела? Для того, чтобы оставить им наследство (и тогда, в чём оно это наследство)? Для инвестиции в своё будущее? - Это всегда вопрос желания, на которого у каждого человека свой собственный ответ. Даже если ребёнок не был запланированным или ожидаемым, он так или иначе отвечает на бессознательное желание родителя.

Вы верно говорите, что геи и лесбиянки часто воспроизводят патриархальные ценности, когда желают иметь такую же семью, как у гетеросексуалов - со свадьбой, венчанием и детьми. Это лишний раз доказывает, что гомосексуалисты поддерживают ту же самую семейную структуру с чёткими поло-ролевыми функциями. Иной раз гомосексуальные семьи оказываются даже более традиционными и патриархальными, чем гетеросексуальные. Во всяком случае, я знаю больше геев, которые остро хотят стать отцами семейства и прививать своим детям мужские ценности долга, чести и достоинства, чем гетеросексуалов, испытывающих те же потребности.

Дмитрий Ольшанский
психоаналитик
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд