Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Тревога
 
 
  
 









посмотреть на Ютюбе:
http://youtu.be/qTYnavZg1YA














Фройд полагает, что любая тревога восходит к страху кастрации, лишению основания своего бытия. По мнению классика, он является конечной целью анализа, дальше которой невротик не может продвинуться в самопознании.

Лакан же, напротив, считает, что Kastrationsangst не является последней чертой субъекта и анализ имеет шанcы продвинуться дальше неё. - Это одно из немногих расхождений между Фройдом и Лаканом, последний считает, что анализ может быть закончен именно тогда, когда невротик смог пройти сквозь свою тревогу.

Лакан также доказывает, что тревога происходит не от того, что человек боится потерять нечто значимое, а оттого, что он, как раз напротив, от не может отделаться от объекта влечения. От того, что он постоянно попадает в одни и те же ситуации, строит одинаковые отношения, наступает на одни грабли, и обнаруживает себя в замкнутом круге причин и следствий, из которого тщетно пытается вырваться. Что бы ты ни делал, ты всё равно придёшь в исходную точку. В таком "день сурка" пребывает любой невротик, который и жалуется-то собственно на то, попадает в одни и те же истории и страдает всегда одинаково, но менять ничего в этом сценарии не хочет, потому что иначе перед ним разверзается жерло тревоги.

При помощи повторения невротик надеется заклинать призрака тревоги, поэтому многие из них имеют некий навязчивый ритуал, который, как они считают, защищает их или приносит удачу. Однако день ото дня ритуал этот нужно повторять всё более тщательно, следовать сценарию более жёстко, рационализировать ещё усерднее, кормить свой страх всё новыми и новыми означающими (как это делает Маленький Ганс, например), только в этом случае ритуал будет сохранять свою магическую силу. Навязчивый ритуал, который создаёт и который поддерживает невротик, призван заклинать тревогу, подменить неизбежность закономерностью, объяснить логически и представить образно тот объект влечения, который исчислить и представить невозможно. Кастрация - это его защита от тревоги, в конечном счёте, именно в неё нуждается каждый невротик, и старательно воссоздаёт её. Посмотрите на то, как наслаждается он, каждый раз, когда попадает впросак и не встречается со своим желанием - и вам многое станет понятно. Лакан по этому поводу говорит: "Останавливается невротик вовсе не перед кастрацией, а перед перспективой сделать свою кастрацию тем, чего не хватает Другому" [Лакан Ж. Семинары: Тревога (1962/63), С. 59]. То есть встретить тот факт, что Другому от тебя совершенно ничего не нужно - вот это-то для него как раз невыносимо.

Навязчивый невротик, таким образом, попадает в некую дурную бесконечность, которую призван воспроизводить, всякий раз инвестируя в неё всё больше и больше, чтобы тревога не нашла никакого повода проглянуть наружу. Таким образом, формулу навязчивости можно обозначить как кастарция + 1, невротик нуждается во всё новых и новых означающих, которые отделили бы его от объекта влечения, создали бы, или спротезировали кастрацию. Ведь чего он действительно не может пережить, так это появление фаллоса.

Навязчивость всегда нуждается в этом дополнительном исчислении, в этом + 1. Лакан приводит пример студента, который испытывает тревогу, потому что для подготовки к экзамену ему не хватает всегда одного вечера. Вот бы ещё одна ночь, - говорит он, - вот тогда бы я подготовился хорошо.

В связи с этим можно вспомнить пример из нашей жизни: один студент не успевает подготовиться к экзамену и идёт сдавать, что называется на удачу, дико нервничает, но тем не менее, рискует. И риск его оказывается оправдан, фортуна улыбается смельчаку, он вытаскивает лёгкий билет, отвечает на вопросы и получает оценку "отлично". Затем он так бурно отмечает свой триумф, что в головокружении от успехов совсем забывает подговориться к следующему экзамену, и ему ничего не остаётся как снова идти сдавать его неподготовленным. По странному стечению обстоятельств, ситуация повторяется: он вытаскивает самый простой билет, преподаватель благосклонен к нему, задаёт наводящий вопросы, на которые не представляет сложности ответить, и он снова получает пятёрку. "Халява попёрла", - решает наш герой, однако, счастье его уже не так безоблачно, как в первый раз: "Молния не бьёт дважды в одно и то же место, - заключает он, - везение не может длиться вечно, и за всё должна быть расплата". Его посещает тревога из-за того, что кредит фортуны он уже израсходовал и теперь находится неё в долгу, и рано или поздно ему придётся платить по счетам. Он клятвенно обещает себе вызубрить все билеты к следующему экзамену, но тут-то происходит прокол: никаким усилием воли он не может заставить себя сесть за учебники, снова теряет время, нервничает, кусает локти, но накануне третьего экзамены обнаруживает, что снова не знает ни одного билета. Ну что ж? - Делать нечего: скрепя сердце, он идёт сдаваться в третий раз, наверняка зная, что сегодня-то он точно провалится. И, что бы вы думали, - о чудо! - баловень судьбы вытаскивает именно тот билет, который он помнил, и снова, в третий раз получает оценку "отлично". Но былая радость сменяется ещё большей тревогой: "Здесь что-то не чисто, - думает наш школяр, - даже по теории вероятности это из ряда вон выходящее событие, не говоря уже о мировой справедливости". И вот тут-то его накрывает ужас. Остаётся последний экзамен. К которому он, ясное дело, тоже не смог подготовиться, - не хватило ещё одной ночи, - и на котором сам дьявол же приготовил для него "пятёрку". В жёстком оцепенении наш фауст приходит на экзамен, но тут оказывается, что дыхание его настолько спёрто, а мышцы настолько зажаты, что он и слова выдавить из себя не может: горло просто отказывается подчиняться и слова нейдут. Видя, что что-то с молодым человеком не так, преподаватель входит в его положение и по-мефистофельски предлагает перенести сдачу на другой день. Экзамен оказывается провален, и молодой человек с облегчение покидает место казни. Не сложно догадаться, что как только он покидает сцену - все его симптомы тут же проходят.

О чём говорит нам эта история? Как выражался Лакан, субъект боится успеха, а вовсе не провала. И как видим мы, на примере этого случая, тревогу у нашего школяра вызывает не опасение провалиться на экзамене, а, как раз напротив, ощущение неизбежного успеха, который навязчивым образом преследует тебя, доброго рока, который имеет власть над тобой, власть, от которой делается не по себе.

Тревога возникает тогда, когда происходит не нечто неожиданное, а нечто неизбежное. В греческих трагедиях, например, нет никакой интриги, с первых же строк понятно, чем дело кончится. Но это и тревожит: никакие ухищрения и мольбы не позволяют героям избежать их судьбы. Слепой рок вершит своё дело, не взирая на людские усилия, поэтому в центре греческой трагедии стоит тревога, а не страх, как в современных триллерах. В своей постановке "Царя Эдипа" Теодорос Терзопулос точно смог передать эту тревогу от неизбежного и неумолимого рока, который медленными, но верными шагами преследует героев. Чем медленнее, чем тревожнее. Режиссёр здесь точно уловил самую суть тревоги.
 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд