Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Желание принадлежит Другому
 
 
  
 





посмотреть на YouTube:
http://youtu.be/nvxhYKEzsqs





Всякий невротик задаётся вопросом, в чём состоит его желание. Чего я на самом деле хочу? Не следую ли я примеру своих родителей? Или социальной программе? Не являюсь ли я простой марионеткой идеологической системы? Насколько я свободен в своих решениях или матрица постоянно манипулирует мной? Живу ли я своей настоящей жизнью? И реализую ли я свои собственные желании? – эти вопросы так или иначе ставит перед собой каждый невротик. Он стремится быть индивидуальностью и иметь свой собственный смысл жизни.

К слову сказать, именно этими тщеславными попытками выделяться из толпы легко пользуется реклама в своих манипуляциях с потребителем. «Будь собой», «Следу своим желаниям», «Ты такой один» - говорит она тебя, хотя на самом деле таких серых индивидуальностей сотни тысяч, «мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей миллионы», как выражается классик. Что может быть зауряднее, чем думать о себе, что ты яркая индивидуальность со своим особым внутренним миром?

Желание всегда принадлежит Другому, - говорит Лакан. Всё, чего мы хотим, так или иначе, продиктовано инстанцией Другого. В зависимости от того, чего я хочу – становится понятно, кто я есть. То есть вопрос о том, чего же я хочу на самом деле, изначально представляет собой ловушку: все наши желания всегда продиктованы бессознательным, его логикой, инстанцией закона. А моё я возникает лишь в результате отношений с этим Другим. Поэтому вопрос о свободе воли и свободе желания является лишь иллюзией, в которой заставляет нас пребывать общество потребления.

Хотеть нечто мы можем только потому, что так предписано на скрижалях нашего бессознательного. Пока не появился закон – не возможно и желание. Например, человек, не ведающий закона кастрации, не знает и генитальных отношений, для человека, не вошедшего в анальную фазу психического развития – не существует агрессии. Поэтому Лакан перефразируя героя Достоевского говорит: Если закона нет – то ничто не позволено. Если нет Бога – то ничего нельзя.

По этой причине реализованные желания так часто вызывают разочарование или печаль, ощущение предательства и отчуждения: это совсем не то, что я искал. «Как только утолим сердечный глад мгновенным обладаньем, уж, охладев, скучаем и томимся», - пишет классик. Можно вспомнить и Дон Жуана, который добивается своего и тут же покидает ложе своих любовниц с грустью и скорбью на челе: его желание оказывается обмануто. Он понимает, что вовсе не он этого хотел. Не он является соблазнителем и господином положения, а стал лишь орудием слепого влечения, объектом для наслаждения Другого. Реализованное желание всегда напоминает об утраченном объекта, поэтому и вызывает чувство разочарования и скорби. Переключение на новый объект и погоня за новой добычей позволяют лишь временно переключиться и забыть об этой фундаментальной нехватке.

Поэтому Дон Жуан рано или поздно начинает испытывать вину и каяться за то, что был одержим бесом похоти, перед которым не смог устоять. Свежая девчатина, которой он постоянно жаждет, является не целью его желания, а лишь средством для отчуждения желания. В реальной жизни Дон Жуаны часто пытаются договориться со своим Господином, чтобы он оставил их в покое: они или приходят в церковь, чтобы покаяться и обуздать свою плоть, или обращаются к врачам с тем, чтобы понизить их либидо. Некоторые из них приходят в анализ для того, чтобы проработать свою зависимость. Как ни парадоксально, но именно сам Дон Жуан оказывается жертвой тех сил, с которыми совладать не может. Если он станет жить иначе, он потеряет самого себя.

В семинаре 1962-63 годов Лакан говорит, что желание делает меня объектом для Другого. Желая что бы то ни было – мы заявляем о себе как об объектах использования. Например, хотеть ту или иную вещь может лишь подчинённый, которому навязан определённый образ мысли, и определённый способ потребления. Испытывать влечение к женщине может лишь тот, кто подчинён закону кастрации, только в этом случае он может фантазировать об обретении полноты в акте совокупления, представлять другого своей половинкой. «Когда я получаю желание, я превращаюсь в объект, но я не могу себя в качестве объекта сохранять и поддерживать» (33), – говорит Лакан.

То есть, развенчивание этого мифа о господине-потребителе оборачивается для невротика тревогой. Стоит только ему понять, что это не он хозяин положения, а лишь законопослушная марионетка Большого Другого, который вложил тебе в голову, что ты должен хотеть успеха, славы, лидерства, денег и т.п., того Большого Другого, который наслаждается тобой – невротика накрывает волна тревоги.

Мне на ум приходит такой случай из жизни. Один мой знакомый никак не мог купить в супермаркете сок. Он стоял перед витриной и рассуждал примерно таким образом: «Мне нравится вот этот сок, и я бы охотно его купил, но, на самом деле, это не моё желание. У этого продукты была очень хорошая реклама, мне просто вдолбили в голову, что этот сок самый лучший, что в нём больше всего витаминов и натуральных веществ. Но на самом деле я про него ничего не знаю. Да и про витамины я тоже ничего не знаю, мне, опять же, вложили в голову, что витамины – это полезно. Но откуда мне знать, что это правда? Поэтому я не буду тупым потребителем и обламаю господ бизнесменов, которые хотели мной манипулировать, и не буду покупать тот сок, который меня заставляют купить. Куплю другой. Но вот незадача: у второго сока тоже была хорошая реклама, и у третьего, и у четвертого... Да и вообще тот факт, что соки полезны для здоровья – это тоже часть пропаганды и часто матрицы, поэтому я никакой сок покупать не буду! Я не буду занимать своё место в пищевой цепочке капитализма».

«Но, послушай, - говорю я ему, - тот левый дискурс, который ты сейчас воспроизводишь – его же тоже не ты придумал. Его вложили тебе в голову антиглобалисты и революционеры, и они тобой точно так же пользуются, как и капиталисты своими рабами. Ты такой же винтик системы, часть матрицы, такой же участник потребительской гонки. Разница лишь в том, что одни считает себя крутым, потому что много покупает, другой считает себя крутым, потому что не покупает ничего. И тот и другой марионетки».

Эти слова вызвали у моего товарища немалую тревогу: «Что же делать? – спрашивает он меня, - как поступить, если ты всегда оказываешься в ловушке чужого желания: то одни тобой пользуются, то другие».

На что я ему отвечаю: «Ещё сложнее понять то, что никакого Другого не существует. И всем на свете совершенно безразлично, какой сок ты сейчас купишь и купишь ли вообще. Никто от тебя ничего не хочет. А баталия с мировым капитализмом разворачивается только у тебя в голове. Господин живёт внутри тебя. И он тебе для чего-то очень нужен».

Эта история хорошо показывает нам, что любой невротик нуждается в господине, с которым можно было бы соглашаться или перечить, которому можно было бы подчиняться или сопротивляться. А если его нет – то никакое действие не может быть совершено. Быть посчитанным, запрограммированным и предсказуемым для невротика равно утрате собственной индивидуальности. Поэтому как только он обнаруживает, что желание принадлежит другому, шаг в тревогу для него уже неизбежен.

Как результат, невротик начинает наслаждается своим неудовольствием, своим нереализованным желанием. Он не хочет делиться наслаждением с Другим и намеревается присвоить его себе. Но бессознательное нельзя обыграть в напёрстки и этот поиск самой изысканной индивидуальности загоняет его в тупик и полностью замораживает его личность. Из психопатологии обыденной жизни мы знаем, как невротики любят откладывать всё на последний момент, прокрестинитьвать, лениться, терять интерес или вечно ждать вдохновения или знака свыше, и наслаждаться тем, что ничего не успевают сделать вовремя.

Цель анализа в этом случае состоит в том, чтобы помочь невротику пройти сквозь свою тревогу и проработать те внутренние конфликты господина и раба, которые препятствуют его развитию. Если невротик найдёт способ действовать, не опираясь и не оглядываясь на закон и порядок, и позволять себе небольшие безумства, для него станет доступно пространство свободы.

 
Яндекс цитирования
 


В чем преимущества Palomar | Лечение импотенции (эриктильной дисфункции) | В наличии и под заказ колодки Форд